
Продолжение этой записи.
В прошлый раз я писала в основном о тех, кому Тьюринг не нравился, казался резким и холодным, но нужно сказать и о его друзьях. Кажется, лучше всего о том, почему люди хотели дружить с Тьюрингом, написал невролог
Джеффри Джефферсон в письме к матери Тьюринга: «Во многих отношениях он был замечательным парнем. Помню, как однажды поздно вечером он приехал ко мне домой поговорить со мной и профессором Дж. З. Янгом, после того как мы были на конференции, организованной здесь на кафедре философии профессором Эмметом. Я волновался из-за него, потому что он, не поев, приехал на велосипеде под дождем в каком-то совершенно неподходящем плаще и без шляпы. После полуночи он собрался ехать домой, пять миль или около того, все под тем же зимним дождем. Он так мало думал о физическом дискомфорте, что, казалось, ни в малейшей степени не понимал, почему мы о нем беспокоимся, и отказался от всякой помощи. Это было так, словно он жил в другом и (несмело добавлю свое впечатление) немного нечеловеческом мире. И все же, я знаю, была в нем некоторая теплота — в частности, по отношению к Вам, потому что он говорил мне об этом во время нескольких часов откровенности между нами незадолго до его смерти. ... Алан, по-моему, вызывал у людей желание помочь ему, защитить его, хотя он, скорее, был обособлен от человеческих отношений. Или, возможно, именно поэтому мы хотели пробиться сквозь барьер. Лично мне он не казался человеком, с которым легко сблизиться» (1).
читать дальше Это воспоминание хорошо иллюстрирует слова Лин Ирвин о том, что Тьюринг не чувствовал себя дома не только «в тех кругах верхушки среднего класса, к которым принадлежал по рождению» (2), но и среди ученых, и все же академический мир «в ответ порой всем сердцем принимал его», хотя «часто бывал озадачен его отчужденностью» (2). Именно отчужденностью, а не тем, что Тьюринг не всегда носил галстук. В этой среде люди, не всегда носившие галстук, попадались не так уж редко. Cтарший криптоаналитик GC&CS (Правительственной школы кодирования и шифрования) Дилли Нокс, известный чудак, иногда разгуливал по Блетчли-парку в халате (3). А еще один криптоаналитик имел обыкновение купаться обнаженным в декоративном озере перед главным зданием (4).
Мне кажется, в "The Imitation Game" хорошо передано стремление людей, расположенных к Тьюрингу, прорваться сквозь стену его отчужденности. И несправедливо упрекать создателей фильма в том, что они показали только очень немногих из друзей Тьюринга, ведь в фильме мы видим лишь несколько фрагментов его биографии, в основном относящихся ко времени, когда он работал в Блетчли-парке, а также связанных с обучением в частной школе и со следствием. Тем не менее, нам показывают дружбу с Кристофером Моркомом, дружбу с Джоан Кларк, а также то, как отношения с другими коллегами по Блетчли-парку из неприязненных становятся дружескими.


Критики еще возмущались тем, что Тьюринг в фильме «не способен работать в коллективе». О том, как настоящий Тьюринг работал в коллективе, я немного писала в прошлый раз, но стоит привести еще несколько цитат. Брайан Джек Коупленд, попытавшись в начале своей книги охарактеризовать Тьюринга тремя словами, написал: «Юмор... Смелость. Обособленность: он любил работать в одиночку» (5). Хью Себаг-Монтефиоре пишет: «Он [Тьюринг] был замкнутым одиночкой и в работе, и в развлечениях. ... Он признавал, что согласился исследовать военно-морскую Энигму только «потому, что больше никто над этим не работал и я мог заниматься этим один» (6). Себаг-Монтефиоре тут цитирует коллегу Тьюринга Хью Александера. Тот, кстати, уточняет, что таким был первоначальный мотив Тьюринга. У Александера в той же работе я нашла любопытное замечание: «В начале войны, возможно, только двое думали, что военно-морскую Энигму можно взломать — Берч, глава секции, занятой немецким флотом, и Тьюринг, один из ведущих кембриджских математиков, вступивший в GC&CS на время войны. Берч думал, что код можно взломать, потому что он должен быть взломан, а Тьюринг думал, что код можно взломать, потому что будет так интересно его взломать» (7).
Брайан Джек Коупленд и многие другие говорят о юморе Тьюринга. Мне он тоже кажется остроумным человеком. Но критики, считающие, что в "The Imitation Game" Тьюринг изображен человеком, не понимающим юмора, не учитывают, что юмор у Тьюринга был своеобразный, как и весь склад его мышления, а в фильме показано, что он не видит ничего смешного в банальных шутках Деннистона и его секретарши и рассказывает, не улыбаясь, анекдот, когда пытается, по совету Джоан, завоевать расположение коллег. Для него и эти шутки, и этот анекдот просто часть светского общения, которое он ненавидит. Вот что биограф пишет об отношении Тьюринга к юмору такого рода: «Ему не нравились светские разговоры и он редко шутил. Если шутил кто-то другой, он улыбался только после того, как видел, что кто-нибудь смеется» (8).
И наконец о расстройствах аутического спектра: насколько мне известно, создатели фильма не заявляли, что хотели показать Тьюринга высокофункциональным аутистом, но даже если они и считают его таким, не понимаю, почему из-за этого их надо обвинять в подражании «Теории большого взрыва» и «Шерлоку». Даже «Теория большого взрыва» появилась только в 2007 г., а гипотеза о легкой форме аутизма у Тьюринга была не нова уже в 2003 г., когда в Irish Journal of Psychological Medicine 20 (1) была напечатана статья О'Коннела и Фицджеральда «Был ли у Алана Тьюринга синдром Аспергера?» (9). Не знаю, когда эта мысль была высказана впервые, но Себаг-Монтефиоре еще в 2000 г. писал: «Один из его [Тьюринга] ближайших помощников предположил, что если бы его обследовали в наши дни, то, возможно, обнаружили бы, что он страдал легкой формой аутизма. Возможно, синдромом Аспергера... Имел ли или не имел Тьюринг синдром Аспергера, у него, безусловно, было много его признаков» (10). Источники и некоторые цитаты в оригинале1. "He was a wonderful chap in many ways. I remember how he came to my house late one evening to talk to Professor J.Z. Young and me after we had been to a meeting in the Philosophy Department here, arranged by Professor Emmet. I was worried about him because he had come hungry through the rain on his cycle with nothing but an inadequate cape and no hat. After midnight he went off to ride home some five milesor so through the same winter’s rain. He thought so little of the physical discomfort that he did not seem to apprehend in the least degree why we felt concerned about him, and refused all help. It was as if he lived in a different and (I add diffidently, my impression) slightly inhuman world. Yet he had some warmth, I know – for you in particular, for he told me so in a revealing couple of hours that we had together not very long before he died. ...Alan, as I saw him, made people want to help and protect him though he was rather insulated from human relations. Or perhaps because of that we wanted to break through. I personally did not find him easy to get close to" (Alan M. Turing: Centenary Edition, Cambridge University Press, 2012, p xx).
2. "he was a very strange man, one who never fitted in anywhere quite successfully. His scattered efforts to appear at home in the upper middle class circles into which he was born stand out as particularly unsuccessful. He did adopt a few conventions, apparently at random, but he discarded the majority of their ways and ideas without hesitation or apology. Unfortunately the ways of the academic world which might have proved his refuge, puzzled and bored him; and in return that world sometimes accepted him wholeheartedly (I remember ShaunWylie’s saying “He was a lovely man: never a dull moment”) but often felt puzzled by his remoteness" (Ibid, xix).
3. Enigma: The Battle for the Code by Hugh Sebag-Montefiore, 2011, p.
4. "One cryptanalyst from the Japanese Section used to swim naked in the ornamental lake in front of the mansion" (Turing: The Tragic Life of Alan Turing by Fergus Mason, 2014, p. 78)
5. "Humour: he had an impish, irreverent, and infectious sense of humour. Courage. Isolation: he loved to work alone" (Turing: Pioneer of the Information Age by B. Jack Copeland, Oxford University Press, 2012, p.1).
6. "He was an isolated loner at work and at play. ... He admitted that he had only agreed to research Naval Enigma 'because no one else was doing anything about it and I could have it to myself" (Enigma: The Battle for the Code by Hugh Sebag-Montefiore, 2011, p.96).
7. "When the war started probably only two people thought that the Naval Enigma could be broken - Birch, the Head of German Naval Section and Turing, one of the leading Cambridge mathematicians who joined G.C & C.S. for the duration of the war. Birch thought it could be broken because it had to be broken and Turing thought it could be broken because it would be so interesting to break it" (Cryptographic History of Work on the German Naval Enigma by C.H.O'D. ALEXANDER, отсюда).
8. "He did not like small talk and rarely made jokes. If someone else made one, he would usually only smile after he saw that everyone else was laughing" (Enigma: The Battle for the Code by Hugh Sebag-Montefiore, 2011, p.97).
9. Did Alan Turing have Asperger's syndrome? by Henry O'Connell and Michael Fitzgerald (Irish Journal of Psychological Medicine / Volume 20 / Issue 01 / March 2003, pp 28-31).
10. Enigma: The Battle for the Code by Hugh Sebag-Montefiore, 2011, p. 96.
Также и Морис Фридман в 2001 г. писал о Тьюринге: "his general manner and behaviour suggest that he might suffered from a mild degree of autism" (Unravelling Enigma by Maurice Freedman, 2001, p. 49).
Вот! Именно это впечатление остается после фильма.
Бено, Спасибо!))
Ирма Банева, Да, я и спорю с некоторыми критиками, написавшими, что Тьюринг в фильме не похож на реального и даже будто бы его "зеркальное отражение". И что такого Тьюринга Камбербэтч сыграл якобы только потому, что теперь в моде такие герои.
и в фильме здорово воплотили его, и не только Камбербетч. еще и окружение, которое очень пытается понять, с какой же луны свалился этот человек. кого-то он пугает, а кто-то очарован его нездешностью.
спасибо большущее! просто даже еще раз пересмотреть захотелось.
по мне, во всех оскаровских номинациях этот фильм был бы лучшим выбором.
фильм пока еще не видела, теперь жду когда он выйдет в хорошем качестве.
критики фильма явно не читали ничего лишнего о нем, кроме одной статьи в вики...
Хочу быть как Дилли Нокс
Читерабоб, еще и окружение, которое очень пытается понять, с какой же луны свалился этот человек. кого-то он пугает, а кто-то очарован его нездешностью. Вот именно.)
Ad_hoc, по рецензиям ожидала увидеть в фильме что-то жуткое, но на деле сыгран живой интересный человек, привыкший, что его особенности мало кто может принять, понять и разделить - интеллектуальные, социальные. поэтому когда кто-то к такому готов, он не всегда понимает, что с этим делать, и ждет подвоха. но если поверит, то откроется и будет настоящим хорошим другом, без нелепой болтовни и соплей. По-моему, очень точно сказано. И самое главное, судя по воспоминаниям, он в жизни был именно таким. Лин Ирвин пишет, что он никогда не обижался на критику от друзей, потому что сам критиковал, только если ему действительно не нравилось и без всякой задней мысли, и, похоже, думал, что другие указывают на недостатки тоже всегда искренне и с хорошими намерениями.
Я даже не стала писать, что эти критики не только идеализируют настоящего Тьюринга, но и изображают того, который в фильме, гораздо хуже, чем он есть. Например, пишут, что если кто-то в фильме дружит с Тьюрингом, то "только за ум". Как будто та же Джоан Кларк не ценит его привязанность, его доброту и искренность.
Talie, Фильм стоит посмотреть, если Камбербэтч не раздражает.) Мне-то он очень нравится.
Чай с ванилью, А еще, похоже, они были заранее уверены, что Тьюринг в фильме будет не похож на настоящего, каким бы тот ни был.
cuppa_tea, А мне он кажется приятным.) Это просто сейчас я о нем писала односторонне — подчеркивая те качества, которых, по мнению некоторых рецензентов, у него не было.
юмор у Тьюринга был своеобразный, как и весь склад его мышления, а в фильме показано, что он не видит ничего смешного в банальных шутках
его невозможно воспринимать в отрыве от всей остальной личности, и фильм очень здорово показал, насколько Тьюринг органичен со всеми своими особенностями. Не понимая чего-то одного (как того же нестандартного юмора), невозможно понять и всего остального, и как следствие есть попытка приписать ему несуществующие недостатки.
Тяжело быть не таким как все.
Ирма Банева, Думаю, и не должно было показаться.)
ridiculus_muse,
Лукиан, Да, Кристофер Морком умер от бычьего туберкулеза, которым заболел, выпив зараженного молока.