воскресенье, 27 сентября 2015
Из рассказа Мамина-Сибиряка «Городская сестра» (1880): «Бывая в гостях у дочери, Анисья заметила, что она иногда бывает какая-то чудная, даже совсем чудная. Лицо в красных пятнах, или мертвенно-бледное, глаза осовелые, блуждающая улыбка, не совсем твердая походка, — одним словом, как есть, пьяная.
— Да ты, Дунюшка, не попиваешь ли, грешным делом? — откровенно спросила Анисья.
Авдотья Ивановна только махнула рукой и засмеялась.
— Нет, мамынька, сохрани Бог, никогда не подвержена такому безобразию...
читать дальше Она достала из кармана футлярчик со шприцем и при матери впрыснула себе въ руку заряд морфия.
— Это мне лекарство доктор прописал,-- объясняла она.-- У меня нервы...»
Пример из ряда "что общего у Шерлока Холмса и Анны Карениной?" (с).
Анисья — крестьянка, а ее дочь Авдотья живет в Петербурге в экономках у одинокого богатого старика, который ее когда-то обольстил, а теперь мечтает взять в любовницы ее младшую сестру. У Авдотьи были и другие любовники, она два раза рожала, потеряла одного ребенка. Словам, причин для горя у нее хватает, но заливать его вином, по ее понятиям, неприлично для женщины. То ли дело морфий.
К слову, из-за этого "не попиваешь ли, грешным делом" мне вспомнилось, как в романе Амфитеатрова «Марья Лусьева» (1903) губернатор пытается выяснить, не является ли некая барышня алкоголичкой: «Я, конечно, не смею утверждать, но на меня она произвела впечатление... гм... как бы это поделикатнее о прекрасном поле?.. гм... она, грехом, не поклоняется ли Бахусу?», а ему отвечают: «Эфир и одеколон...» (на самом деле это неправда). На что он понимающе отзывается: «Ага! Как англичанки? Да-да-да-да! Ага!»
@темы:
русская литература,
история повседневности
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
Это было бы смешно, если бы не было так грустно..
И камера ме-едленно наезжает на пузырек с препаратом, где кру-упным шрифтом написано: героин
Antitheos,
а еще очень грустно, что даже это все замешано на теме приличий - "женщины не пьют", ага.
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
А так да, когда-то и повсеместный сифилис считался "нормальным".
(Бабушка входит и говорит что-то гостьям на ухо; все одна за другой выходят; кадриль кончен).
Молодой человек с пробором назади (официанту).
Куда это все идут?
Официант.
Должно быть, закуску в спальню пронесли. Дамам все больше в спальню подаем, потому по купечеству есть которые водку кушают: ну, так на виду-то не хорошо. Вы, значит, еще порядков здешних не знаете.
ivanna343, Грустная история. Не знала об этом.
Помню, в предисловии к статьям Мечникова прочитала, что он пристрастился к морфию после ранней смерти своей первой жены.
ivanna343, думаю, таких историй было немало. И вполне вероятно, что в сериале за основу брали как раз именно эту.
А можно поинтересоваться, откуда такие сведения и можно ли об этом где-нибудь еще прочитать?
как представлю, что люди, наконец, осознавали свою зависимость...
Antitheos, Именно.)))
Ruta Penta, Ну, в романе это не сплетни от нечего делать, а клевета с определенной целью.)
Never Malkavian, А можно поинтересоваться, откуда такие сведения и можно ли об этом где-нибудь еще прочитать? Амфитеатров не пишет, откуда у него такие сведения, что и понятно — это ведь роман, а не статья. И комментариев к этому роману я нигде не видела. Но, например, К.А. Скальковский в книге «О женщинах, мысли старые и новые» (1886) пишет следующее: «Пьютъ въ Англіи не одни мужчины. Англичанки также имѣютъ страсть къ шампанскому и къ виски. Здѣсь никого не удивитъ, если дама хорошаго круга потягиваетъ цѣлый день шотландскую или ирландскую (первая лучше) виски пополамъ съ водою. За сутки это составитъ хорошую порцію спирта; нигдѣ также нѣтъ столько морфинистокъ и любительницъ сѣрнаго эфира» (и повторяет это в книге «Новые путевые впечатления. Вдоль и поперек Европы»). Не знаю, насколько все это верно. У меня, наоборот, было впечатление, что англичанки "хорошего круга" избегали открыто пить крепкий алкоголь.
Думаю, во времена Амфитеатрова были и другие книги и статье, где писали что-то подобное. Во всяком случае, губернатор говорит об этом как о чем-то всем известном. Насколько это соответствовало действительности — другой вопрос.
В "The Encyclopedia of Addictive Drugs" пишут, что в 19 веке эфир пили в разных европейских странах (особенно в Ирландии) и в США, где его подавали даже на свадьбах и на quilting bees.
books.google.ru/books?hl=ru&id=G7As-qawdzMC&dq=...
Читерабоб, И не говори.
And if you take more of those
you will get an overdose
Вторая половина 19 века.
Antitheos, были же еще Роллинги со своим "мамин маленький помощник" про диазепам в быту домохозяек. И это совсем близко к нашему времени.
Ну, да. А риталин, которым лечат от СДВГ, по принципу действия тот же кокаин. Но все-таки его безрецептурный прием осуждается врачами и обществом. Свободно в аптеке не купишь и в рекламе не увидишь.
Lory (aka stature), Думаю, даже и позже это вино могли давать детям в лечебных целях. Мне вспомнилось, что где-то я читала о лечении детей кагором, это ведь тоже крепленое сладкое вино, как и малага. Никак не могла вспомнить автора (это было в каком-то художественном произведении), поискала в Гугле (в "Книгах") по словам "кагор" и "детям", нашёлся отрывок, но такого я раньше не читала, даже автора не знаю — Григорий Ходжер, сборник "Квартира с видом на Амур" (1984 г.):
«— Скажите, есть у вас вино? — Выпить хотите? Вот дура, хотела прихватить водки, да в спешке забыла. — Нам только вина, сладкого вина. — А, больным ребятишкам, — поняла женщина. — Пожалуйста, встретите кого, кому хамса нужна, скажите, что мы ждем всех с вином, со сладким, детям оно нужно. — Кагор лучше всего подходит. — Я не знаю никаких вин, скажите, сладкого вина... На следующий день к вечеру появился первый меняла. К этому времени у нас возвышались две большие кучи хамсы, мешков на пятнадцать — двадцать. — Ребятки, принес я кагор, — сказал гость».
Хотя сейчас подумала, не смешно ли обсуждать и осуждать такие практики в обществе, где половина населения курит, и почти никто не видит в этом ничего удивительного или возмутительного. В общем, мы будем такие же нелепые и преступные в глазах потомков, как предки сейчас в наших.
По-моему, нет ничего смешного в том, чтобы обсуждать такие практики, как и любые другие особенности жизни людей прошлых веков.