Кеннет Кларк в книге "Нагота в искусстве" (1956) написал, что нагота -"художественная форма, изобретенная греками в V веке до нашей эры", поскольку, по его мнению, только искусство Запада рассматривало тело само по себе "в качестве важного предмета созерцания", а, например, в классическом японском искусстве нагие фигуры были лишь частью укие-э, " изображений повседневной жизни". То , что мы обычно называем "классическим типом красоты ", возникло, как я понимаю, там же и тогда же, как и многие другие явления (наука, например) Как пишет Кларк, "то, что и Рейнольдс, и Блейк подразумевали под идеальной красотой, было в действительности расплывчатым воспоминанием об особенном телесном типе, созданном в Греции между 480 и 440 годами до нашей эры и ... доводившим образец совершенства до сознания западного человека от Ренессанса до наших дней."
Откуда взялось представление о совершенной красоте у греков? Где они видели тот идеал, с которым соотносили живых красавцев и красавиц? На протяжении веков боролись друг с другом два представления об идеале. Представление о том, что идеал составляется из частей, замеченных у разных реальных красивых людей, и представление о том, что " идеал похож на миф, где законченная форма может быть понята лишь как завершение длительного процесса разрастания", во время которого образ постепенно дополняется и обогащается последующими поколениями. Первая теория нелогична (т.к. чтобы оценивать части тела и черты лица как совершенные, надо уже иметь в сознании идеал, с которым сравниваешь) и не подтверждена опытом (опыт показывает, что черты лица, которые кажутся прекрасными у конкретного человека, не всегда гармонично сочетаются друг с другом.) Вторая теория расплывчата. Поэтому на основе первого представления об идеале возникло понятие " средней формы", о которой тот же Кеннет Кларк написал, что "в переводе на обычный язык" оно означает, что "идеал составлен из среднего и обыкновенного". Иногда исследования вроде бы подтверждают эту гипотезу. Я видела в "Науке и жизни" и других научно-популярных изданиях статьи о том, что испытуемые признавали самым прекрасным лицом то усредненное лицо, которое было составлено компьютером из множества лиц реальных женщин. Я видела и эти фотопортреты - очень похожие друг на друга (и на куклу Барби) лица девушек разных рас и народов. Почему же тогда среди самых популярных голливудских звезд и супермоделей (тех, которых помнят по именам) так много очень своеобразных, совершенно не " средних" лиц? Клаудиа Шиффер , Линда Эванжелиста, Кейт Мосс , Наоми Кэмпбелл, Синди Крауфорд , Летиция Каста ... А среди знаменитых голливудских актрис и вовсе нет совершенно "стандартных" лиц (Ума Турман, Анджелина Джоли, Джулия Робертс, Николь Кидман, Шарлиз Терон, Камерон Диаз, Скарлетт Йоханссен и т. д.). А кто из кинозвезд остался в памяти людей как образец красоты? Мерилин Монро, София Лорен, Клаудиа Кардинале, Грета Гарбо, Одри Хепберн, Грета Гарбо, Катрин Денев. В книге "История красоты" под редакцией Умберто Эков качестве образцов красоты 20 и 21 веков приводятся, например, Грета Гарбо, Луиза Брукс, Рита Хейворт, Одри Хепберн, Бриджитт Бардо, Твигги, Мерилин Монро, Грейс Келли, Марлен Дитрих, Анита Экберг, Линг (современная модель, китаянка по виду), Наоми Кэмпбелл и Кейт Мосс. Они все несхожи друг с другом. Некоторые из них отклоняются от классического идеала. Видимо, прав Кеннет Кларк, писавший: "Красота драгоценна и редка, и, если бы она, подобно механической игрушке, была скомпонована из частей среднего размера, которые можно было бы соединять как угодно, мы бы ее так не ценили."
Откуда взялось представление о совершенной красоте у греков? Где они видели тот идеал, с которым соотносили живых красавцев и красавиц? На протяжении веков боролись друг с другом два представления об идеале. Представление о том, что идеал составляется из частей, замеченных у разных реальных красивых людей, и представление о том, что " идеал похож на миф, где законченная форма может быть понята лишь как завершение длительного процесса разрастания", во время которого образ постепенно дополняется и обогащается последующими поколениями. Первая теория нелогична (т.к. чтобы оценивать части тела и черты лица как совершенные, надо уже иметь в сознании идеал, с которым сравниваешь) и не подтверждена опытом (опыт показывает, что черты лица, которые кажутся прекрасными у конкретного человека, не всегда гармонично сочетаются друг с другом.) Вторая теория расплывчата. Поэтому на основе первого представления об идеале возникло понятие " средней формы", о которой тот же Кеннет Кларк написал, что "в переводе на обычный язык" оно означает, что "идеал составлен из среднего и обыкновенного". Иногда исследования вроде бы подтверждают эту гипотезу. Я видела в "Науке и жизни" и других научно-популярных изданиях статьи о том, что испытуемые признавали самым прекрасным лицом то усредненное лицо, которое было составлено компьютером из множества лиц реальных женщин. Я видела и эти фотопортреты - очень похожие друг на друга (и на куклу Барби) лица девушек разных рас и народов. Почему же тогда среди самых популярных голливудских звезд и супермоделей (тех, которых помнят по именам) так много очень своеобразных, совершенно не " средних" лиц? Клаудиа Шиффер , Линда Эванжелиста, Кейт Мосс , Наоми Кэмпбелл, Синди Крауфорд , Летиция Каста ... А среди знаменитых голливудских актрис и вовсе нет совершенно "стандартных" лиц (Ума Турман, Анджелина Джоли, Джулия Робертс, Николь Кидман, Шарлиз Терон, Камерон Диаз, Скарлетт Йоханссен и т. д.). А кто из кинозвезд остался в памяти людей как образец красоты? Мерилин Монро, София Лорен, Клаудиа Кардинале, Грета Гарбо, Одри Хепберн, Грета Гарбо, Катрин Денев. В книге "История красоты" под редакцией Умберто Эков качестве образцов красоты 20 и 21 веков приводятся, например, Грета Гарбо, Луиза Брукс, Рита Хейворт, Одри Хепберн, Бриджитт Бардо, Твигги, Мерилин Монро, Грейс Келли, Марлен Дитрих, Анита Экберг, Линг (современная модель, китаянка по виду), Наоми Кэмпбелл и Кейт Мосс. Они все несхожи друг с другом. Некоторые из них отклоняются от классического идеала. Видимо, прав Кеннет Кларк, писавший: "Красота драгоценна и редка, и, если бы она, подобно механической игрушке, была скомпонована из частей среднего размера, которые можно было бы соединять как угодно, мы бы ее так не ценили."
Потому что дело вкуса. По отношению к живым людям, не к лицам, составленным компьютером, нет понятия идеальной красоты. Свою красоту человек делает сам, но, опять же, для кого-то - а кого-то его образ не тронет и даже вызовет отчуждение. У каждого понятие красоты чуть-чуть свое... Вот ты вспомни, как мы с тобой арт оцениваем. Мне кажется омерзительно, неэстетично - а тебе нравится. Уверена, и с реальными людьми, с оценкой их внешности, могло бы получиться то же самое.) На вкус и цвет, как говорится, фломастеры разные, и нет смысла выводить идеал красоты. Он просто у каждого свой. И строит его каждый по-разному, единой формулы тут не выведешь...
Есть даже пропорции, расчитанные Витрувием, по которым можно судить, близок ли тип лица (и тела) к античному канону. Это когда рассчитывется (для мужчин) некий треугольник с основанием в плечах?