Так вот как там было-то!"Доктор Живаго" с утра.
"Там (у древних) было сангвиническое свинство жестоких, изрытых оспою Калигул, не подозревавших, как бездарен всякий поработитель. Там была хвастливая мертвая вечность бронзовых памятников и мраморных колонн. Века и поколенья только после Христа вздохнули свободно..."Люблю "Живаго" за четко и ясно выраженный христианский взгляд на мир. Взгляд, не видящий в этом мире до Христа решительно ничего, кроме свинства Калигул.
читать дальшеНо что-то же было раньше, до Калигул? А вот: "Эти космогонии были естественны на старой земле, заселенной человеком так редко, что он не заслонял еще природы. По ней еще бродили мамонты и свежи были воспоминания о динозаврах и драконах... Это самые первые страницы летописи человечества, они еще только начинались.
Этот древний мир кончился в Риме от перенаселенности.
Рим был толкучкою заимствованных богов и завоеванных народов..." -- ну и далее следует абзац про римские ужасы. И вот --
"И вот в завал этой мраморной и золотой безвкусицы пришел этот легкий и одетый в сияние, подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный, галилейский, и с этой минуты народы и боги прекратились и начался человек, человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух..."
Уж не говоря о том, что все-таки несколько... странно не видеть в Риме ничего, кроме калигул и пр., у автора как-то так получается, что этот самый Рим наступил практически сразу после динозавров, мамонтов и "первых страниц летописи человечества". Причем к этим самым первым страницам летописи (полудиким таким, с мамонтами и драконами) автор относит и Гесиода: "эти космогонии" -- космогонии гесиодовские. Ну а после Гесиода с динозаврами
прямо тут же случился Рим...
Борис Леонидович, а вот там, в промежутке между птеродактилями и Тиберием, еще, например, афинянин Аристокл присутствовал, по кличке Платон. А также еще много-много других афинян и прочих стагиритов.
Они-то где ж? Не вписались в стройную кортинку "1. Дикость-дикость-дикость; 2. Ужос-ужос-ужос; 3. Осанна, гряди!"? Понимаю... С грекосами вообще тяжело. Поэтому лучше изящно через них перескочить и с облегчением углубиться в сангвиническое свинство Калигул... костры Нерона... арены Веспасиана... киньте мученицу львам... Ну, в общем, тут-то уж по накатанной.
Еще очень нравится, что с приходом Христа "начался человек-пахарь, человек-пастух"... Дадада, до Христа ведь пахари-пастухи никак не начинались, не-а. И тот же Гесиод не про пахарей, а Феокрит -- не про пастухов, и греческие эпитафии -- не про... А вот, кстати, и они:
Часто и вечером поздним и утром ткачиха Платфида
Сон отгоняла от глаз, бодро с нуждою борясь.
С веретеном, своим другом, в руке иль за прялкою сидя,
Песни певала она, хоть и седа уж была.
Или за ткацким станком вплоть до самой зари суетилась,
Делу Афины служа, с помощью нежных Харит;
Иль на колене худом исхудалой рукою, бедняга,
Нитку сучила в уток. Восемь десятков годов
Прожила ткавшая так хорошо и искусно Платфида,
Прежде чем в путь отошла по ахеронтским волнам.
Еще:
Матерь-земля, прими старика Аминтиха в лоно,
Долгие вспомнив труды старого все над тобой!
Целую жизнь насаждал на тебе он отростки оливы,
Целую жизнь украшал Вакха лозою тебя
Или Деметры зерном, и, воду ведя по каналам,
Сделал обильной тебя добрым осенним плодом.
Кротко в награду за то приляг под седой головою
И возрасти старику вешний цветущий венок!
В аккурат про того самого пахаря, который начался только после Христа, никак не раньше. ![:laugh:](http://static.diary.ru/picture/1126.gif)
...Вообще очень люблю христианские рассказки про дохристианский мир. Исключительное удовольствие получаешь, читаючи. Такого количества вранья на квадратный сантиметр печатной площади не содержится даже в предвыборных листовках.
![:vv:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/12203805.gif)
А так да, любят дохрианский порой порой опустить нижде плинтуса. Забывая о том, что все философские работы изначально построены на том же Аристотеле и Платоне.