МИРЗА МАСТУ-ХУМАР И БИБИ-МЕХРНЕГАР
И вот настал день свадьбы. Тетка говорит:
- Нужно на пальцах служанки зажечь свечи, что бы освещать путь, по которому пройдут новобрачные.
И правда, на пальцах Биби-Мехрнегар зажгли десять свечей. Идет она впереди новобрачных, плачет и жалуется:
- Мирза Маст, мои пальцы горят!
- Нет, Мехрнегар,— отвечает Мирза Мает,— это мое сердце горит!Было ли так или не было — кроме Аллаха никого не было. Жил-был падишах, и не было у него детей. Посмотрел он однажды в зеркало и увидел на виске седой волос. Падишах опечалился, вызвал везира и говорит:
— Что ты скажешь? Я уж начал стареть, а детей
у меня все нет. Кто же займет мой престол?
Везир стал утешать его:
- Пусть здравствует падишах - центр вселенной!
Мой очаг тоже пуст - ведь и у меня нет детей. Это воля всевышнего. Если Аллах захочет, то вскоре дарует тебе ребенка!
Падишах в гневе вскочил и закричал:
-Всегда ты льстишь и говоришь неправду, чтобы угодить мне! Даю на размышление сорок дней. Если за это время жена не забеременеет - я велю казнить тебя!
Незадачливый везир раскаялся в своих необдуман- ных словах и вернулся домой раздосадованный и печальный.
Все дни, назначенные падишахом, везир провел в беспокойстве. Он все повторял: «О правосудный Аллах! Как же мне быть? Что делать?»
И вот, наконец, настала сороковая ночь. В полночь слышит везир: кто-то зовет его. Душа у него ушла в пятки: почудилось ему, что пришли его убивать. Открыл он дверь, видит - стоит дервиш весь в белом. Дал он везиру яблоко и гранат и сказал:
-Владыка послал это вашим женам: гранат – для супруги падишаха, яблоко - для твоей жены. Съедят они плоды, и на сороковой день жена падишаха понесет сына, а твоя жена - дочь. Как вырастут эти дети - так поженятся.
Сказал это дервиш и исчез.
А везир обрадовался так, что и сказать нельзя, и подумал: «Отдам-ка я гранат своей жене - пусть сын родится у меня. А яблоко дам жене падишаха». И он, не дождавшись утра, тут же направился к падишаху и рассказал ему о случившемся.
И вот спустя сорок дней обе женщины забеременели. Через девять месяцев, девять дней, девять часов и девять минут жена везира родила девочку, прекрасную, как лик солнца.
А жена падишаха уже должна была рожать, как вдруг раздался голос:
-Приготовьте золотой таз!
Слуги принесли золотой таз, и из чрева шахини выползла черная змея. Жена падишаха от ужаса упала без памяти, с трудом ее отходили.
Услышал везир об этом и подумал: «Это - судьба», но и виду не подал, что у него такие мысли.
Змею - сына падишаха - назвали Мирза Масту-Хумар, а дочь везира - Биби-Мехрнегар. Шах, конечно, разгневался, но делать было нечего.
И вот стали дети подрастать. Когда уже пришла пора их женить, шах обратился к везиру:
-Ты отдашь свою дочь за моего сына!
Везир побоялся ослушаться повеления шаха, и детей поженили.
В брачную ночь, когда жениха и невесту оставили пдноем, сын падишаха вдруг скинул змеиную кожу и оказался прекрасным восемнадцатилетним юношей. А под утро он снова надел эту кожу и превратился в змею.
Прошло немного времени, и падишах прослышал, что его сын выходит из кожи змеи в облике красивого юноши. Он позвал к себе невестку и сказал ей:
-Ты должна что-нибудь придумать, чтобы мой
сын не прятался больше в змеиную кожу!
Биби-Мехрнегар вернулась домой и спросила мужа:
-В каком пламени сгорает змеиная кожа?
Мирза Масту-Хумар ответил:
-Эту кожу можно сжечь только в огне от шелухи.
лука и чеснока, перемешанной с солью. Но если сгорит моя кожа,- ты меня больше не увидишь.
Биби-Мехрнегар и внимания не обратила на слова мужа и в следующую же ночь, когда Мирза Мает вышел из змеиной кожи, она спалила ее.
Кожа еще горела, когда подошел к жене Мирза Масту-Хумар и сказал ей:
-Все-таки ты сделала свое дело — сожгла мою кожу! Не видать тебе меня теперь, пока ты не износишь в поисках семь пар стальных башмаков, не изорвешь семь железных платьев, не изломаешь семь железных посохов и не изжуешь семь шкатулок кандаруна*(жевательная масса, приготовляемая из ароматических смол)
Сказал это Мирза Масту-Хумар и исчез.
Семь дней собиралась Биби-Мехрнегар в путь. Она купила семь пар стальных башмаков, семь железных платьев, семь железных посохов, семь шкатулок кандаруна и тронулась в путь через пустыню.
Шла она, шла и встретилась со страшным дивом.И взмолилась она:
- О Аллах, что мне делать?
Вдруг раздался таинственный голос:
- Девушка! Брось диву шкатулку, чтобы он не тронул тебя.
Мехрнегар так и сделала, а потом снова отправилась в путь, Тут, откуда ни возьмись, опять навстречу ей див, Она и на этот раз бросила диву шкатулку и пустилась бежать.
Словом, не стану вам долго рассказывать, а странствия Биби-Мехрнегар длились то ли два, то ли три года, Она повстречала семерых дивов, побросала им семь шкатулок, А ее железные посохи, стальные башмаки и железные платья к тому времени сносились и порвались, И вот в тот день, когда изорвалась седьмая пара башмаков, она остановилась у родника. Устала она, присела на берегу, чтобы умыться и освежиться. Вдруг видит- к роднику идет рослая чернокожая служанка с кувшином,
- Чья ты служанка, сестрица? — говорит Биби-Мехрнегар,
- Я служанка Мирзы Масту-Хумара,— отвечает та.
- А где он сам?
- Да вот здесь! — и служанка показала ей на огромный сад.— Он готовится к свадьбе с дочерью своей тетки.
- А для кого ты несешь воду?—спросила Биби- Мехрнегар,
- Для Мирзы Масту-Хумара. Он хочет помыться.
- Да не случится с тобой никогда беды — сказала Биби-Мехрнегар.— Дай кувшин мне, я хочу напиться.
Служанка протянула ей кувшин, а Биби-Мехрнегар незаметно бросила в него перстень - подарок мужа. Потом она отпила немного воды и вернула кувшин
негритянке.
Служанка возвратилась домой и стала поливать на руки Мирзе Масту-Хумару, Тут прямо в ладонь к нему упал перстень. Он посмотрел, узнал свой перстень, обернулся к служанке и спрашивает;
- Откуда это?
- Не знаю,— отвечает та,- Только вот у родника сидела девушка-чужеземка - она напилась воды из кувшина.
Мирза Мает понял, в чем дело, вышел из сада и у ни дел на берегу родника Биби-Мехрнегар.
- Как ты очутилась здесь?-спросил он.- Знаешь ли, что ты смела, как львица! Ведь это - край дивов и гулей . Мой отец, мать, семь братьев и тетка — дивы. Умилит они тебя - проглотят живьем. А теперь слушай: если моя тетка узнает о твоем приходе, она тут же убьет тебя. Можно только сказать, что ты - моя служанка.
Он покрасил лицо Мехрнегар черной краской, прочитал какое-то заклинание, подул на девушку - и она превратилась в булавку. Он приколол эту булавку к одежде и пошел в дом. Окружили его все обитатели дома и стали кричать:
- Человеком пахнет!
- Я привел служанку для новобрачной,— говорит Мирза Маст.- Дайте слово не обижать ее, и я верну в прежний облик.
Поклялись они, тогда Мирза Маст опять прочитал то же заклинание, и девушка предстала перед ними такой, каком она была прежде. Повел он ее к своей будущей теще и говорит:
- Тетушка, дорогая! Эту служанку я привел для твоей дочери.
- Ах ты негодяй!—закричала она.- Моей дочери не нужна служанка!
Стал тут просить ее Мирза Масту-Хумар оставить у себя девушку, и она в конце концов согласилась, а он тихонько говорит Мехрнегар:
- Что бы тебе ни приказали, ты исполняй все без расспросов.
С этими словами дал он ей прядь своих волос и прибавил:
- Случится с тобой какая-либо беда — сожги один волосок.
На другой день тетка дала Мехрнегар метлу, унизанную жемчугом, и наказала:
- Подмети этой метлой двор. Но горе тебе, если упадет хоть одна жемчужина - я тебе тогда покажу!
Взяла Мехрнегар метлу, только раз провела ею по земле, как рассыпались все жемчужины. Она тут же сожгла волосок, и тотчас предстал перед ней Мирза Масту-Хумар. Он собрал жемчужины, ввязал их в метлу и подмел двор. Затем он вручил метлу Мехрнегар со словами:
- Отдай тетушке.
Стала она возвращать метлу, а тетка и спрашивает:
- Что, кончила подметать?
- Да.
- Это не твоих рук дело — это сделал негодяй Мирза Мает! — закричала тетка.
На другой день дала она Мехрнегар сито с наказом:
- Полей двор водой через это сито!
Как ни старалась Мехрнегар — ничего у нее не получилось. Сожгла она волос, явился Мирза Мает, полил двор и сказал:
- Ступай, отдай моей тетушке сито!
Стала она возвращать тетке сито, а та опять спрашивает:
- Что, уже все?
- Да, все, уже полила,— отвечает девушка.
- Не твоих это рук дело — это сделал негодяй Мирза Маст!—опять говорит тетка.
На третий день тетка дала Мехрнегар шкатулку.
- Это – шкатулка «играй-танцуй»,— сказала она.— Ступай туда-то и отдай ее моему брату. А у него возьмешь шкатулку «хватай-сажай» и принесешь ее мне. Увидишь в пути ясли для коня — насыпь туда костей. Увидишь привязанную собаку — брось ей соломы. Увидишь закрытую дверь — не трогай, пусть остается закрытой. Увидишь открытую дверь — проходи мимо. В пути ты увидишь яму, полную грязи и крови. Будешь проходить мимо нее — зажми нос пальцами и иди своей дорогой.
Биби-Мехрнегар отправилась в путь. И вздумалось ей из природного любопытства заглянуть по дороге в шкатулку. Приподняла она крышку — вдруг выскочили из шкатулки музыканты и танцоры, стали петь, играть и танцевать. А были это карлики и карлицы, и ей никак не удавалось их изловить и запереть снова в шкатулку. Тогда она быстро сожгла волосок. Явился Мирза Масту-Хумар, поймал человечков, спрятал их в шкатулку и говорит:
- Что бы ни приказывала тебе тетка, делай все наоборот. Солому положи коню, кости брось собаке, перед каждым домом произноси приветствие, все закрытые двери открывай, открытые — закрывай. Не сделаешь так — не сдобровать тебе! Как завидишь яму, наполненную грязью и кровью, скажи: «Жаль, что руки у меня заняты, а то обмакнула бы я пальцы в этот мед и поела немножко». Шкатулка «хватай-сажай» стоит на полке — она накрыта перевернутой чашей. Будешь отдавать шкатулку «играй-танцуй», скорей хватай с полки другую шкатулку и беги. Да смотри, ни в коем случае не открывай ее!
И пошла Биби-Мехрнегар своей дорогой. Она наложила коню соломы, бросила костей собаке, закрытые двери она открывала, а открытые — закрывала. Подойдя к яме с грязью и кровью, она сказала: «Жаль, что руки у меня заняты, а то обмакнула бы я палец в мед и поела». У каждого дома произносила она приветствие.
Наконец она отдала шкатулку «играй-танцуй» ее владельцу, проворно схватила из-под чаши шкатулку «хватай-сажай» и пустилась бежать. Не успела она пробежать и нескольких шагов, как за ее спиной раздался громкий голос:
- Открытые двери, хватайте ее!
- Зачем нам хватать ее?—ответили двери.— Ты нас никогда не закрывал, а она закрыла.
Затем раздался другой приказ:
- Закрытые двери, хватайте ее!
- Зачем же нам хватать ее?—ответили двери.— Ты нас всегда оставлял закрытыми, а она открыла.
- Собака, хватай ее! — раздался снова голос.
- Зачем мне хватать ее?—отвечала собака.— Ты кормил меня соломой, а она дала костей.
- Хватай ее! — приказали коню.
- Зачем мне хватать ее? — отвечал конь.— Ты давал мне кости, а она положила мне соломы.
Наконец голос раздался еще раз:
- Грязь и кровь, хватайте ее!
А они в ответ:
- Зачем нам хватать ее? Ты нас называешь грязью, кровью, а она назвала медом!
Ну, что там долго рассказывать — уцелела девушка и вручила тетушке шкатулку «хватай-сажай». Та спросила девушку:
- Ты отдала шкатулку «играй-танцуй»?
- Да,— ответила Мехрнегар.
- Не твоих это рук дело! — закричала тетка.— Это опять сделал негодяй Мирза Маст!
И вот настал день свадьбы. Тетка говорит:
- Нужно на пальцах служанки зажечь свечи, что бы освещать путь, по которому пройдут новобрачные.
И правда, на пальцах Биби-Мехрнегар зажгли десять свечей. Идет она впереди новобрачных, плачет и жалуется:
- Мирза Маст, мои пальцы горят!
- Нет, Мехрнегар,— отвечает Мирза Мает,— это мое сердце горит!
Наконец прибыли новобрачные в дом жениха. Мирза Мает шепотом говорит Мехрнегар:
- Не выдай себя этой ночью! Простись со всем в доме: с мышами, собаками и кошками, с кастрюлями, чашками и горшками, с дверями и стенами.
Когда настала полночь, Мирза Мает отрезал голову новобрачной и положил ее ей на грудь. Потом он взял тростинку, иголку, щепотку соли, немножко морской пены, посадил на плечо Биби-Мехрнегар и взлетел в воздух.
Но случайно в ту ночь Биби-Мехрнегар позабыла проститься с камнем весом в полмана. Не успели они еще удалиться от дома, как камень стал перекатываться, подкатился к дому тетки и закричал:
- Мирза Мает отрубил голову твоей дочери и
убежал с Биби-Мехрнегар!
Тетка и ее муж бросились в погоню за ними. Оглянулся Мирза Мает назад, видит: вот-вот схватят их и убьют! Протянул он руку, бросил тростинку и произнес:
- Во имя Шахмардана, во имя Джама и Сулеймана*! Как только упадет эта тростинка, пусть вырастет тростниковая чаща, чтобы и шагу нельзя было ступить!
И в самом деле, встали непроходимые заросли тростника, и тетка со своим мужем застряли в них. Вскоре оглянулся Мирза Маст второй раз и опять видит: вот-вот догонят их. Тогда бросил он иголку и произнес:
-Во имя Шахмардана, во имя Джама и Сулеймана! Как только упадет эта иголка на землю, пусть вырастет чаща игл, чтобы шагу нельзя было ступить!
И правда, тут же появилась чаща игл. Трудно стало тетке и ее мужу пробираться. Но Мирза Мает увидел, что они и эту чащу одолели. Тогда высыпал он соль
и произнес:
-Во имя Шахмардана, во имя Джама и Сулеймана! Как только эта соль упадет на землю, пусть по явятся солончаки, чтобы шагу нельзя было ступить дальше!
Земля превратилась в солончаки, и тетка с мужем с трудом пробирались через них, изранив все ноги.
Снова оглянулся Мирза Мает и увидел: опять вот-вот нагонят их. Бросил он тогда морскую пену и сказал:
-Во имя Шахмардана, во имя Джама и Сулеймана! Как только эта пена упадет на землю, пусть разольется здесь море, чтобы шагу нельзя было сделать дальше.
И тут же разлилось кругом бурное море, пошли по морю волны, на волнах пена закипела. Тетка и ее муж остановились на берегу моря, а переправиться-то не могут.
Тетка давай звать Мирзу Масту-Хумара:
- Племянничек! Дорогой! Как вы прошли через это море? Скажи нам, чтобы и мы могли переправиться!
- А мы,- отвечал он,- перешли по тем вот камням, которые видны в воде. Ступайте и вы так!
Ступили они на клочки морской пены и утонули.
А Мирза Масту-Хумар и Биби-Мехрнегар прибыли в родную страну. Там они украсили город и семь дней и семь ночей играли свадьбу; и стали они жить весело,припеваючи.
Так же, как исполнились их желания, пусть исполнятся и ваши.
И вот настал день свадьбы. Тетка говорит:
- Нужно на пальцах служанки зажечь свечи, что бы освещать путь, по которому пройдут новобрачные.
И правда, на пальцах Биби-Мехрнегар зажгли десять свечей. Идет она впереди новобрачных, плачет и жалуется:
- Мирза Маст, мои пальцы горят!
- Нет, Мехрнегар,— отвечает Мирза Мает,— это мое сердце горит!Было ли так или не было — кроме Аллаха никого не было. Жил-был падишах, и не было у него детей. Посмотрел он однажды в зеркало и увидел на виске седой волос. Падишах опечалился, вызвал везира и говорит:
— Что ты скажешь? Я уж начал стареть, а детей
у меня все нет. Кто же займет мой престол?
Везир стал утешать его:
- Пусть здравствует падишах - центр вселенной!
Мой очаг тоже пуст - ведь и у меня нет детей. Это воля всевышнего. Если Аллах захочет, то вскоре дарует тебе ребенка!
Падишах в гневе вскочил и закричал:
-Всегда ты льстишь и говоришь неправду, чтобы угодить мне! Даю на размышление сорок дней. Если за это время жена не забеременеет - я велю казнить тебя!
Незадачливый везир раскаялся в своих необдуман- ных словах и вернулся домой раздосадованный и печальный.
Все дни, назначенные падишахом, везир провел в беспокойстве. Он все повторял: «О правосудный Аллах! Как же мне быть? Что делать?»
И вот, наконец, настала сороковая ночь. В полночь слышит везир: кто-то зовет его. Душа у него ушла в пятки: почудилось ему, что пришли его убивать. Открыл он дверь, видит - стоит дервиш весь в белом. Дал он везиру яблоко и гранат и сказал:
-Владыка послал это вашим женам: гранат – для супруги падишаха, яблоко - для твоей жены. Съедят они плоды, и на сороковой день жена падишаха понесет сына, а твоя жена - дочь. Как вырастут эти дети - так поженятся.
Сказал это дервиш и исчез.
А везир обрадовался так, что и сказать нельзя, и подумал: «Отдам-ка я гранат своей жене - пусть сын родится у меня. А яблоко дам жене падишаха». И он, не дождавшись утра, тут же направился к падишаху и рассказал ему о случившемся.
И вот спустя сорок дней обе женщины забеременели. Через девять месяцев, девять дней, девять часов и девять минут жена везира родила девочку, прекрасную, как лик солнца.
А жена падишаха уже должна была рожать, как вдруг раздался голос:
-Приготовьте золотой таз!
Слуги принесли золотой таз, и из чрева шахини выползла черная змея. Жена падишаха от ужаса упала без памяти, с трудом ее отходили.
Услышал везир об этом и подумал: «Это - судьба», но и виду не подал, что у него такие мысли.
Змею - сына падишаха - назвали Мирза Масту-Хумар, а дочь везира - Биби-Мехрнегар. Шах, конечно, разгневался, но делать было нечего.
И вот стали дети подрастать. Когда уже пришла пора их женить, шах обратился к везиру:
-Ты отдашь свою дочь за моего сына!
Везир побоялся ослушаться повеления шаха, и детей поженили.
В брачную ночь, когда жениха и невесту оставили пдноем, сын падишаха вдруг скинул змеиную кожу и оказался прекрасным восемнадцатилетним юношей. А под утро он снова надел эту кожу и превратился в змею.
Прошло немного времени, и падишах прослышал, что его сын выходит из кожи змеи в облике красивого юноши. Он позвал к себе невестку и сказал ей:
-Ты должна что-нибудь придумать, чтобы мой
сын не прятался больше в змеиную кожу!
Биби-Мехрнегар вернулась домой и спросила мужа:
-В каком пламени сгорает змеиная кожа?
Мирза Масту-Хумар ответил:
-Эту кожу можно сжечь только в огне от шелухи.
лука и чеснока, перемешанной с солью. Но если сгорит моя кожа,- ты меня больше не увидишь.
Биби-Мехрнегар и внимания не обратила на слова мужа и в следующую же ночь, когда Мирза Мает вышел из змеиной кожи, она спалила ее.
Кожа еще горела, когда подошел к жене Мирза Масту-Хумар и сказал ей:
-Все-таки ты сделала свое дело — сожгла мою кожу! Не видать тебе меня теперь, пока ты не износишь в поисках семь пар стальных башмаков, не изорвешь семь железных платьев, не изломаешь семь железных посохов и не изжуешь семь шкатулок кандаруна*(жевательная масса, приготовляемая из ароматических смол)
Сказал это Мирза Масту-Хумар и исчез.
Семь дней собиралась Биби-Мехрнегар в путь. Она купила семь пар стальных башмаков, семь железных платьев, семь железных посохов, семь шкатулок кандаруна и тронулась в путь через пустыню.
Шла она, шла и встретилась со страшным дивом.И взмолилась она:
- О Аллах, что мне делать?
Вдруг раздался таинственный голос:
- Девушка! Брось диву шкатулку, чтобы он не тронул тебя.
Мехрнегар так и сделала, а потом снова отправилась в путь, Тут, откуда ни возьмись, опять навстречу ей див, Она и на этот раз бросила диву шкатулку и пустилась бежать.
Словом, не стану вам долго рассказывать, а странствия Биби-Мехрнегар длились то ли два, то ли три года, Она повстречала семерых дивов, побросала им семь шкатулок, А ее железные посохи, стальные башмаки и железные платья к тому времени сносились и порвались, И вот в тот день, когда изорвалась седьмая пара башмаков, она остановилась у родника. Устала она, присела на берегу, чтобы умыться и освежиться. Вдруг видит- к роднику идет рослая чернокожая служанка с кувшином,
- Чья ты служанка, сестрица? — говорит Биби-Мехрнегар,
- Я служанка Мирзы Масту-Хумара,— отвечает та.
- А где он сам?
- Да вот здесь! — и служанка показала ей на огромный сад.— Он готовится к свадьбе с дочерью своей тетки.
- А для кого ты несешь воду?—спросила Биби- Мехрнегар,
- Для Мирзы Масту-Хумара. Он хочет помыться.
- Да не случится с тобой никогда беды — сказала Биби-Мехрнегар.— Дай кувшин мне, я хочу напиться.
Служанка протянула ей кувшин, а Биби-Мехрнегар незаметно бросила в него перстень - подарок мужа. Потом она отпила немного воды и вернула кувшин
негритянке.
Служанка возвратилась домой и стала поливать на руки Мирзе Масту-Хумару, Тут прямо в ладонь к нему упал перстень. Он посмотрел, узнал свой перстень, обернулся к служанке и спрашивает;
- Откуда это?
- Не знаю,— отвечает та,- Только вот у родника сидела девушка-чужеземка - она напилась воды из кувшина.
Мирза Мает понял, в чем дело, вышел из сада и у ни дел на берегу родника Биби-Мехрнегар.
- Как ты очутилась здесь?-спросил он.- Знаешь ли, что ты смела, как львица! Ведь это - край дивов и гулей . Мой отец, мать, семь братьев и тетка — дивы. Умилит они тебя - проглотят живьем. А теперь слушай: если моя тетка узнает о твоем приходе, она тут же убьет тебя. Можно только сказать, что ты - моя служанка.
Он покрасил лицо Мехрнегар черной краской, прочитал какое-то заклинание, подул на девушку - и она превратилась в булавку. Он приколол эту булавку к одежде и пошел в дом. Окружили его все обитатели дома и стали кричать:
- Человеком пахнет!
- Я привел служанку для новобрачной,— говорит Мирза Маст.- Дайте слово не обижать ее, и я верну в прежний облик.
Поклялись они, тогда Мирза Маст опять прочитал то же заклинание, и девушка предстала перед ними такой, каком она была прежде. Повел он ее к своей будущей теще и говорит:
- Тетушка, дорогая! Эту служанку я привел для твоей дочери.
- Ах ты негодяй!—закричала она.- Моей дочери не нужна служанка!
Стал тут просить ее Мирза Масту-Хумар оставить у себя девушку, и она в конце концов согласилась, а он тихонько говорит Мехрнегар:
- Что бы тебе ни приказали, ты исполняй все без расспросов.
С этими словами дал он ей прядь своих волос и прибавил:
- Случится с тобой какая-либо беда — сожги один волосок.
На другой день тетка дала Мехрнегар метлу, унизанную жемчугом, и наказала:
- Подмети этой метлой двор. Но горе тебе, если упадет хоть одна жемчужина - я тебе тогда покажу!
Взяла Мехрнегар метлу, только раз провела ею по земле, как рассыпались все жемчужины. Она тут же сожгла волосок, и тотчас предстал перед ней Мирза Масту-Хумар. Он собрал жемчужины, ввязал их в метлу и подмел двор. Затем он вручил метлу Мехрнегар со словами:
- Отдай тетушке.
Стала она возвращать метлу, а тетка и спрашивает:
- Что, кончила подметать?
- Да.
- Это не твоих рук дело — это сделал негодяй Мирза Мает! — закричала тетка.
На другой день дала она Мехрнегар сито с наказом:
- Полей двор водой через это сито!
Как ни старалась Мехрнегар — ничего у нее не получилось. Сожгла она волос, явился Мирза Мает, полил двор и сказал:
- Ступай, отдай моей тетушке сито!
Стала она возвращать тетке сито, а та опять спрашивает:
- Что, уже все?
- Да, все, уже полила,— отвечает девушка.
- Не твоих это рук дело — это сделал негодяй Мирза Маст!—опять говорит тетка.
На третий день тетка дала Мехрнегар шкатулку.
- Это – шкатулка «играй-танцуй»,— сказала она.— Ступай туда-то и отдай ее моему брату. А у него возьмешь шкатулку «хватай-сажай» и принесешь ее мне. Увидишь в пути ясли для коня — насыпь туда костей. Увидишь привязанную собаку — брось ей соломы. Увидишь закрытую дверь — не трогай, пусть остается закрытой. Увидишь открытую дверь — проходи мимо. В пути ты увидишь яму, полную грязи и крови. Будешь проходить мимо нее — зажми нос пальцами и иди своей дорогой.
Биби-Мехрнегар отправилась в путь. И вздумалось ей из природного любопытства заглянуть по дороге в шкатулку. Приподняла она крышку — вдруг выскочили из шкатулки музыканты и танцоры, стали петь, играть и танцевать. А были это карлики и карлицы, и ей никак не удавалось их изловить и запереть снова в шкатулку. Тогда она быстро сожгла волосок. Явился Мирза Масту-Хумар, поймал человечков, спрятал их в шкатулку и говорит:
- Что бы ни приказывала тебе тетка, делай все наоборот. Солому положи коню, кости брось собаке, перед каждым домом произноси приветствие, все закрытые двери открывай, открытые — закрывай. Не сделаешь так — не сдобровать тебе! Как завидишь яму, наполненную грязью и кровью, скажи: «Жаль, что руки у меня заняты, а то обмакнула бы я пальцы в этот мед и поела немножко». Шкатулка «хватай-сажай» стоит на полке — она накрыта перевернутой чашей. Будешь отдавать шкатулку «играй-танцуй», скорей хватай с полки другую шкатулку и беги. Да смотри, ни в коем случае не открывай ее!
И пошла Биби-Мехрнегар своей дорогой. Она наложила коню соломы, бросила костей собаке, закрытые двери она открывала, а открытые — закрывала. Подойдя к яме с грязью и кровью, она сказала: «Жаль, что руки у меня заняты, а то обмакнула бы я палец в мед и поела». У каждого дома произносила она приветствие.
Наконец она отдала шкатулку «играй-танцуй» ее владельцу, проворно схватила из-под чаши шкатулку «хватай-сажай» и пустилась бежать. Не успела она пробежать и нескольких шагов, как за ее спиной раздался громкий голос:
- Открытые двери, хватайте ее!
- Зачем нам хватать ее?—ответили двери.— Ты нас никогда не закрывал, а она закрыла.
Затем раздался другой приказ:
- Закрытые двери, хватайте ее!
- Зачем же нам хватать ее?—ответили двери.— Ты нас всегда оставлял закрытыми, а она открыла.
- Собака, хватай ее! — раздался снова голос.
- Зачем мне хватать ее?—отвечала собака.— Ты кормил меня соломой, а она дала костей.
- Хватай ее! — приказали коню.
- Зачем мне хватать ее? — отвечал конь.— Ты давал мне кости, а она положила мне соломы.
Наконец голос раздался еще раз:
- Грязь и кровь, хватайте ее!
А они в ответ:
- Зачем нам хватать ее? Ты нас называешь грязью, кровью, а она назвала медом!
Ну, что там долго рассказывать — уцелела девушка и вручила тетушке шкатулку «хватай-сажай». Та спросила девушку:
- Ты отдала шкатулку «играй-танцуй»?
- Да,— ответила Мехрнегар.
- Не твоих это рук дело! — закричала тетка.— Это опять сделал негодяй Мирза Маст!
И вот настал день свадьбы. Тетка говорит:
- Нужно на пальцах служанки зажечь свечи, что бы освещать путь, по которому пройдут новобрачные.
И правда, на пальцах Биби-Мехрнегар зажгли десять свечей. Идет она впереди новобрачных, плачет и жалуется:
- Мирза Маст, мои пальцы горят!
- Нет, Мехрнегар,— отвечает Мирза Мает,— это мое сердце горит!
Наконец прибыли новобрачные в дом жениха. Мирза Мает шепотом говорит Мехрнегар:
- Не выдай себя этой ночью! Простись со всем в доме: с мышами, собаками и кошками, с кастрюлями, чашками и горшками, с дверями и стенами.
Когда настала полночь, Мирза Мает отрезал голову новобрачной и положил ее ей на грудь. Потом он взял тростинку, иголку, щепотку соли, немножко морской пены, посадил на плечо Биби-Мехрнегар и взлетел в воздух.
Но случайно в ту ночь Биби-Мехрнегар позабыла проститься с камнем весом в полмана. Не успели они еще удалиться от дома, как камень стал перекатываться, подкатился к дому тетки и закричал:
- Мирза Мает отрубил голову твоей дочери и
убежал с Биби-Мехрнегар!
Тетка и ее муж бросились в погоню за ними. Оглянулся Мирза Мает назад, видит: вот-вот схватят их и убьют! Протянул он руку, бросил тростинку и произнес:
- Во имя Шахмардана, во имя Джама и Сулеймана*! Как только упадет эта тростинка, пусть вырастет тростниковая чаща, чтобы и шагу нельзя было ступить!
И в самом деле, встали непроходимые заросли тростника, и тетка со своим мужем застряли в них. Вскоре оглянулся Мирза Маст второй раз и опять видит: вот-вот догонят их. Тогда бросил он иголку и произнес:
-Во имя Шахмардана, во имя Джама и Сулеймана! Как только упадет эта иголка на землю, пусть вырастет чаща игл, чтобы шагу нельзя было ступить!
И правда, тут же появилась чаща игл. Трудно стало тетке и ее мужу пробираться. Но Мирза Мает увидел, что они и эту чащу одолели. Тогда высыпал он соль
и произнес:
-Во имя Шахмардана, во имя Джама и Сулеймана! Как только эта соль упадет на землю, пусть по явятся солончаки, чтобы шагу нельзя было ступить дальше!
Земля превратилась в солончаки, и тетка с мужем с трудом пробирались через них, изранив все ноги.
Снова оглянулся Мирза Мает и увидел: опять вот-вот нагонят их. Бросил он тогда морскую пену и сказал:
-Во имя Шахмардана, во имя Джама и Сулеймана! Как только эта пена упадет на землю, пусть разольется здесь море, чтобы шагу нельзя было сделать дальше.
И тут же разлилось кругом бурное море, пошли по морю волны, на волнах пена закипела. Тетка и ее муж остановились на берегу моря, а переправиться-то не могут.
Тетка давай звать Мирзу Масту-Хумара:
- Племянничек! Дорогой! Как вы прошли через это море? Скажи нам, чтобы и мы могли переправиться!
- А мы,- отвечал он,- перешли по тем вот камням, которые видны в воде. Ступайте и вы так!
Ступили они на клочки морской пены и утонули.
А Мирза Масту-Хумар и Биби-Мехрнегар прибыли в родную страну. Там они украсили город и семь дней и семь ночей играли свадьбу; и стали они жить весело,припеваючи.
Так же, как исполнились их желания, пусть исполнятся и ваши.
@темы: сказки
- Мирза Маст, мои пальцы горят!
- Нет, Мехрнегар,— отвечает Мирза Мает,— это мое сердце горит!
А в сети эта сказка есть? А где? а там еще что-то есть? А может, тоже из моего любимого?
А тут я писала о похожей французской (не столько похожей, сколько столь же мне близкой tes3m.diary.ru/p43305546.htm
Nosema Пишут, что это и отличает героя. На то он и герой. Но в реальности люди проходили обряд инициации - им рассказывали то, что надо было знать для жизни в племени, и в сказке как бы показывалось, как правильно ведут себя прошедшие инициацию - и как гибнут те, кто не прошел, не узнал... Ну, это в соотв. с теорией , выводящей сказку из ритуала.
Спасибо!
Уже ушла по ссылке!
читать дальше