Я засомневалась в том, что раньше казалось мне очевидным. Прочла в статье"Поэт вспоминает “двух бесов изображенья”, поразивших его в детстве: изваяние Аполлона и особенно Афродиты: “Женообразный, сладострастный, / Сомнительный и лживый идеал — / Волшебный демон — лживый, но прекрасный
Вот более полный отрывок
Все стихотворение
Удивилась, поскольку с детства люблю эти стихи и всегда понимала описанные там статуи как изображения Аполлона и Диониса. Потом проверила, оказалось, что существует две разные трактовки. Даже вспомнила, что читала и о второй, но природная склонность к слэшу вытеснила из моей памяти саму мысль о том, что это может быть и Афродита.читать дальше
PS Уточняю, что лично я не считаю, будто Афродита и Венера (Дионис и Вакх) это одно и то же, но в данном случае для лирического героя стихотворения, полагаю, разницы нет.

Вопрос: Как вы думаете, кто этот второй идол?
1. Афродита (Венера) 
8  (19.05%)
2. Дионис (Вакх) 
29  (69.05%)
3. Кто-то другой. 
5  (11.9%)
Всего:   42

@темы: русская литература

Комментарии
06.04.2009 в 16:49

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Диониска, конечно же. Тут даже к пифии идти не надоть.
06.04.2009 в 16:57

Как ни стараюсь, не вижу здесь Афродиты :nope:
06.04.2009 в 17:17

Звездное небо над головой и моральный закон в сердце(с)
А я всегда думала, что это Афродита...
06.04.2009 в 17:38

You can't make an omelette without breaking some legs© Ziva David
В паре с Аполлоном для меня, например, всегда существовала Артемида - близнецы все-таки. Но назвать ее женообразной... Афродиту так назвать - еще смешней. Как-то колеблется выбор между Дионисом и - как ни странно - Гермесом. Но второй больше из-за эпитета лживый...
06.04.2009 в 17:39

Masudi Я тоже как-то всегда ассоциировала это с дионисийским идеалом и аполлоновским...
iris M Я могу видеть, если сильно напрягу воображение.
Stregoika Сама по себе или из какого-то комментария? Впрочем, я вот не помню про себя, сама ли или нет...
06.04.2009 в 17:43

Звездное небо над головой и моральный закон в сердце(с)
tes3m
Сама по себе.Сладострастье ж...
06.04.2009 в 18:02

Stregoika Так и Дионис традиционно сладострастный и женственный.))
06.04.2009 в 18:03

Алисия-Х Да, Гермес тоже изображался красивым юношей.
06.04.2009 в 18:07

Звездное небо над головой и моральный закон в сердце(с)
Ну так это уже дебри) А так - ну на что может смотреть уважаемый йуный поэт мужеска пола? И вообще "Венера бесовская")
06.04.2009 в 18:12

You can't make an omelette without breaking some legs© Ziva David
Stregoika
Венера бесовская
но не женообразная
она образ женщины не принимала, она такая и есть...
06.04.2009 в 18:12

Stregoika ну на что может смотреть уважаемый йуный поэт мужеска пола? :lol::lol: Да он и на Аполлона пялился, судя по тексту...:-D:-D:-D
06.04.2009 в 18:14

Звездное небо над головой и моральный закон в сердце(с)
Алисия-Х
Стоп! Изображения бесов. Бес - не женщина, у него не женский облик. А именно женообразный.
А что больше похоже на женщину, чем прекрасная Афродита?
06.04.2009 в 18:22

You can't make an omelette without breaking some legs© Ziva David
Stregoika
Женщина предмет одушевленный, уж не "что", а "кто" тогда.
подходит под эпитет?
06.04.2009 в 18:23

Звездное небо над головой и моральный закон в сердце(с)
Алисия-Х Женщина предмет одушевленный, уж не "что", а "кто" тогда.
Но образ-то "что". Образ, форма, тело) Тут уж на выбор.
06.04.2009 в 18:30

Алисия-Х Stregoika Ну, в общем, раз мнения исследователей разделились, то возможны разные толкования. Но если принять пару Аполлон - Дионис, это противостояние двух типов культуры или двух подходов к творчеству. А противостояние Аполлон- Афродита наводит меня на мысли о бисексуальности подростка, которого волнует и мужская красота, и женская, а выбор сделать трудно...Безвестных наслаждений темный голод ...:-D:-D:-D
06.04.2009 в 18:42

Долго читал, одно за другим. Минут двадцать - не меньше. Но Василию Николаевичу показалось, что часа четыре, а Нине - что с прошлой пятницы. (с)
Конечно по ощущениям речь идет не о женском образе, и, кстати, не о статуях даже, но и Дионис, несмотря на логичность появления именно его, мне не приходит на ум. Это, на мой взгляд, вообще что-то восточное либо трикстер. Но визуально напрашивается, ясное дело, бес, горгулья.
06.04.2009 в 18:55

Hollifield Но визуально напрашивается, ясное дело, бес, горгулья. :buh: Волшебный демон - лживый, но прекрасный.:duma2: Горгулья же страшная...
06.04.2009 в 19:08

Долго читал, одно за другим. Минут двадцать - не меньше. Но Василию Николаевичу показалось, что часа четыре, а Нине - что с прошлой пятницы. (с)
tes3m Несомненно прекрасный - высунутый язык, рога, крылья. Олицетворяет сладострастие как таковое. Поэтому и лживый.. С одной стороны Аполло внушает благоговейный ужас, с другой это трудноопределимое нечто, влекущее зло, где вся аморальность в дисгармонии. А женский образ весь на училке. Изрядная картина детства. :gigi:
06.04.2009 в 19:16

Hollifield Вряд ли такое можно было увидеть рядом - будь то в саду, в котором мог гулять юноша эпохи Возрождения или же в саду, в котором мог гулять подросток-Пушкин.
06.04.2009 в 19:17

You can't make an omelette without breaking some legs© Ziva David
Hollifield
Едва ли в Лицее Пушкина были училки. Тогда уж мужской образ - половина от занудного лектора, половина от гувернера...
06.04.2009 в 19:20

Долго читал, одно за другим. Минут двадцать - не меньше. Но Василию Николаевичу показалось, что часа четыре, а Нине - что с прошлой пятницы. (с)
Алисия-Х Я могу ошибаться, но по-моему в стихотворении речь не о Лицее. :deer2:
06.04.2009 в 19:23

Долго читал, одно за другим. Минут двадцать - не меньше. Но Василию Николаевичу показалось, что часа четыре, а Нине - что с прошлой пятницы. (с)
tes3m Ну я особо и не настаиваю.))) Мне оно все видится довольно метафорическим на самом деле. Где вообще могут быть искусственные порфирные скалы?!
06.04.2009 в 19:30

You can't make an omelette without breaking some legs© Ziva David
Hollifield
Один из вариантов толкования рассматривает описанный сад как сад Царскосельского лицея. Говорят, похож. Но в любом случае, женщин допустили к преподаванию гораздо позже...
06.04.2009 в 19:31

Долго читал, одно за другим. Минут двадцать - не меньше. Но Василию Николаевичу показалось, что часа четыре, а Нине - что с прошлой пятницы. (с)
06.04.2009 в 19:47

:-D:-D:-DА вот не знаю! Либо речь об эпохе Возрождения и герой не Пушкин, либо Пушкин ( и даже вон что пишут:

«Тенистый сад», о котором говорится в черновиках — это лицейский сад, то есть березовая роща, примыкавшая к лицейскому корпусу за его оградой. Роща была тем райским местом, где воспитанникам предоставлялась полная свобода. Как говорилось, в ней стояла церковь Знамения с иконописным изображением Богоматери-Оранты, столь отличным от всех икон дворцовой церкви, которую обычно посещали лицеисты.
«Чужой сад» — это Екатерининский парк с его аллеями, гротами, скульптурами и другими произведениями паркового искусства. Этот «чужой сад» противопоставляется в стихотворении лицейскому саду и «школе».
«Кумирами» поэт называл памятники русским историческим и военным деятелям, «изображениями бесов», «идолами» — античные скульптуры богов греческого пантеона.
Имеются веские основания утверждать, что Пушкин, создавая образ «величавой жены», исходил из древнерусской иконы Богоматери «Знамение». Она находилась в Знаменской церкви, построенной по указу Елизаветы Петровны в березовой роще близ Лицея
:D.
«
Все понимаю, кроме иконы...((
06.04.2009 в 20:09

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Это, на мой взгляд, вообще что-то восточное
Хех, так Дионис изначально имеет восточные корни. Это - восточное божество, которое пришло в Грецию попозжа других основных богов. И в отличие от своих собратьев, что пришли оттуда же, он не стеснялся "демонстрировать" свои восточные черты.
06.04.2009 в 20:19

Долго читал, одно за другим. Минут двадцать - не меньше. Но Василию Николаевичу показалось, что часа четыре, а Нине - что с прошлой пятницы. (с)
tes3m Оо! Филология хватает за горло.)))
06.04.2009 в 20:19

You can't make an omelette without breaking some legs© Ziva David
tes3m
А что непонятно с иконой?
06.04.2009 в 20:40

Долго читал, одно за другим. Минут двадцать - не меньше. Но Василию Николаевичу показалось, что часа четыре, а Нине - что с прошлой пятницы. (с)
восточное божество Известный факт. :-D Аполлон тоже не то чтобы грек.
06.04.2009 в 20:40

Я всегда думала, что это Дионис, понятия не имея, что есть версия про Афродиту, но сейчас начинаю сомневаться. Дело в том, что антитеза Аполлон - Дионис существует в умах после Ницше и для нас естественна, поскольку мы живем на полтора столетия позже, но в начале 19 века ее еще не существовало, если я ничего не путаю? Так что для Пушкина антитеза могла быть совершенно другой.
Мне кажется, эту проблему можно решить обращением к пушкинскому словарю и сравнением семантических полей - что отноится к Вакху, что к Венере, как Пушкин описывал ее, как его. Что-то и сойдется с этими строками.