Я засомневалась в том, что раньше казалось мне очевидным. Прочла в статье"Поэт вспоминает “двух бесов изображенья”, поразивших его в детстве: изваяние Аполлона и особенно Афродиты: “Женообразный, сладострастный, / Сомнительный и лживый идеал — / Волшебный демон — лживый, но прекрасный”
Вот более полный отрывок
Все стихотворение
Удивилась, поскольку с детства люблю эти стихи и всегда понимала описанные там статуи как изображения Аполлона и Диониса. Потом проверила, оказалось, что существует две разные трактовки. Даже вспомнила, что читала и о второй, но природная склонность к слэшу вытеснила из моей памяти саму мысль о том, что это может быть и Афродита.читать дальше
PS Уточняю, что лично я не считаю, будто Афродита и Венера (Дионис и Вакх) это одно и то же, но в данном случае для лирического героя стихотворения, полагаю, разницы нет.
Вот более полный отрывок
Все стихотворение
Удивилась, поскольку с детства люблю эти стихи и всегда понимала описанные там статуи как изображения Аполлона и Диониса. Потом проверила, оказалось, что существует две разные трактовки. Даже вспомнила, что читала и о второй, но природная склонность к слэшу вытеснила из моей памяти саму мысль о том, что это может быть и Афродита.читать дальше
PS Уточняю, что лично я не считаю, будто Афродита и Венера (Дионис и Вакх) это одно и то же, но в данном случае для лирического героя стихотворения, полагаю, разницы нет.
Вопрос: Как вы думаете, кто этот второй идол?
1. Афродита (Венера) | 8 | (19.05%) | |
2. Дионис (Вакх) | 29 | (69.05%) | |
3. Кто-то другой. | 5 | (11.9%) | |
Всего: | 42 |
Антитеза Дионис-Аполлон существовала еще в античное время
думаю, что а) эта антитеза характерна для определенного периода античности, а не для античности в целом, поскольку при желании там можно найти много других антитез, б) речь идет еще и о знании античности, наличествующем у нас и у Пушкина. Как известно, каждая эпоха акцентирует у предшествующей то, что так или иначе отвечает ее запросам. Аполлоновское и дионисийское - это совершенно точно Ницше и после него. Это не значит, что до Ницше никто не знал о Дионисе как противоположности Аполлона, просто эта антитеза была не самой актуальной.
Впрочем, я не утверждаю, что она была неактуальна для Пушкина. Просто надо исследовать его творчество в этом ракурсе - и тогда все будет ясно. По крайней мере более ясно, чем просто "навскидку" или "мне так кажется".
а) эта антитеза характерна для определенного периода античности, а не для античности в целом, поскольку при желании там можно найти много других антитез,
Речь идет именно о противопоставлении Аполлона и Диониса, как двух богов -антиподов, что впоследствии нашло отражение в культурогической концепции Ницше.
Очень сильно опасаюсь, что в любом периоде античности, в котором затрагивалась тема этих богов, можно найти эту антитезу.
поскольку при желании там можно найти много других антитез,
Например? По отношению к Аполлону и Дионису?
б) речь идет еще и о знании античности, наличествующем у нас и у Пушкина. Как известно, каждая эпоха акцентирует у предшествующей то, что так или иначе отвечает ее запросам.
Согласна.
Аполлоновское и дионисийское - это совершенно точно Ницше и после него. Это не значит, что до Ницше никто не знал о Дионисе как противоположности Аполлона, просто эта антитеза была не самой актуальной.
Нишце четко определил два основных начала, формирующих эллинский дух – аполлинизм и дионисизм. что потом превратилось в четко обоснованную научную теорию. Но это не значит, что эта антитеза была открыта самим Ницше. Не то чтобы эта антитеза до Ницше была неактуальной, до Ницше учение об античности не отличалось обобщенным подходом. что исправил сам Ницше в своей работе.
По крайней мере более ясно, чем просто "навскидку" или "мне так кажется".
Ну, тут не исследование научное. Тут как раз разговоры на уровне "мне кажется", "мне хочется думать" и прочее, впрочем подкрепленное теми или иными объективными или не очень суждениями.
feb-web.ru/feb/pushkin/critics/pfk/pfk-309-.htm
Речь идет именно о противопоставлении Аполлона и Диониса, как двух богов -антиподов
Да, но ведь богов-антиподов и кроме Аполлона и Диониса было немало :-). Например, тот же Аполлон и Гермес в известном мифе. Зевс и Аид по пространственной иерархии. Персефона самой себе в разных своих ипостасях. И т.д.
По отношению к Аполлону и Дионису?
Про Диониса мне нужно вспоминать, а про Аполлона - например, Марсий и вообще тема состязания человека с богом, заканчивающаяся метаморфозой :-).
Но это не значит, что эта антитеза была открыта самим Ницше. Не то чтобы эта антитеза до Ницше была неактуальной, до Ницше учение об античности не отличалось обобщенным подходом
А кто до Ницше об этом писал? желательно и до Пушкина? я просто не знаю.
Ну, тут не исследование научное
Так понятно. Просто это нужно все-таки доказывать, а доказывать нужно, исходя из Пушкина, т.е. опять-таки его словарь, его ассоциации.
tes3m
Так я и не спорю особо. Я сама в первый раз об этом задумалась. И, честно говоря, Мережковский для меня не очень авторитетный исследователь
Мережковский для меня не очень авторитетный исследователь Исследователь-то, может, и не авторитетный, но он был образованный человек.)
А кто до Ницше об этом писал? желательно и до Пушкина? Лосев говорит о противопоставлении в таком духе аполлоновского и дионисийского начал так: "По существу же это старая-престарая концепция античности, уходящая корнями даже не к немецким философам начала прошлого века, но к тем первым попыткам диалектического обоснования греческой мифологии, которые мы находим у неоплатоника V в. после Р. X. Прокла."
Но сюда-то другие пары богов не подходят
Но Афродита вот подходит :-).
По существу же это старая-престарая концепция античности
Знал ли о ней Пушкин? :-) Насколько я понимаю, образование в Лицее было довольно хаотическое.
Вообще, спасибо за исходный пост, интересный в самом деле вопрос.
А кто до Ницше об этом писал? желательно и до Пушкина? я просто не знаю.
Орфики. да, Прокл, как Тесс пример привела. Весьма показателен в этом плане миф об Орфее, кстати.
Так понятно. Просто это нужно все-таки доказывать, а доказывать нужно, исходя из Пушкина, т.е. опять-таки его словарь, его ассоциации.
Соглашусь. Но тут, понимаете, мне хочется думать /
Да, я тоже соблазняюсь подобным прочтением :-).