Я засомневалась в том, что раньше казалось мне очевидным. Прочла в статье"Поэт вспоминает “двух бесов изображенья”, поразивших его в детстве: изваяние Аполлона и особенно Афродиты: “Женообразный, сладострастный, / Сомнительный и лживый идеал — / Волшебный демон — лживый, но прекрасный”
Вот более полный отрывок
Все стихотворение
Удивилась, поскольку с детства люблю эти стихи и всегда понимала описанные там статуи как изображения Аполлона и Диониса. Потом проверила, оказалось, что существует две разные трактовки. Даже вспомнила, что читала и о второй, но природная склонность к слэшу вытеснила из моей памяти саму мысль о том, что это может быть и Афродита.читать дальше
PS Уточняю, что лично я не считаю, будто Афродита и Венера (Дионис и Вакх) это одно и то же, но в данном случае для лирического героя стихотворения, полагаю, разницы нет.
Вот более полный отрывок
Все стихотворение
Удивилась, поскольку с детства люблю эти стихи и всегда понимала описанные там статуи как изображения Аполлона и Диониса. Потом проверила, оказалось, что существует две разные трактовки. Даже вспомнила, что читала и о второй, но природная склонность к слэшу вытеснила из моей памяти саму мысль о том, что это может быть и Афродита.читать дальше
PS Уточняю, что лично я не считаю, будто Афродита и Венера (Дионис и Вакх) это одно и то же, но в данном случае для лирического героя стихотворения, полагаю, разницы нет.
Вопрос: Как вы думаете, кто этот второй идол?
1. Афродита (Венера) | 8 | (19.05%) | |
2. Дионис (Вакх) | 29 | (69.05%) | |
3. Кто-то другой. | 5 | (11.9%) | |
Всего: | 42 |
iris M Я могу видеть, если сильно напрягу воображение.
Stregoika Сама по себе или из какого-то комментария? Впрочем, я вот не помню про себя, сама ли или нет...
Сама по себе.Сладострастье ж...
Венера бесовская
но не женообразная
она образ женщины не принимала, она такая и есть...
Стоп! Изображения бесов. Бес - не женщина, у него не женский облик. А именно женообразный.
А что больше похоже на женщину, чем прекрасная Афродита?
Женщина предмет одушевленный, уж не "что", а "кто" тогда.
подходит под эпитет?
Но образ-то "что". Образ, форма, тело) Тут уж на выбор.
Едва ли в Лицее Пушкина были училки. Тогда уж мужской образ - половина от занудного лектора, половина от гувернера...
Один из вариантов толкования рассматривает описанный сад как сад Царскосельского лицея. Говорят, похож. Но в любом случае, женщин допустили к преподаванию гораздо позже...
«Тенистый сад», о котором говорится в черновиках — это лицейский сад, то есть березовая роща, примыкавшая к лицейскому корпусу за его оградой. Роща была тем райским местом, где воспитанникам предоставлялась полная свобода. Как говорилось, в ней стояла церковь Знамения с иконописным изображением Богоматери-Оранты, столь отличным от всех икон дворцовой церкви, которую обычно посещали лицеисты.
«Чужой сад» — это Екатерининский парк с его аллеями, гротами, скульптурами и другими произведениями паркового искусства. Этот «чужой сад» противопоставляется в стихотворении лицейскому саду и «школе».
«Кумирами» поэт называл памятники русским историческим и военным деятелям, «изображениями бесов», «идолами» — античные скульптуры богов греческого пантеона.
Имеются веские основания утверждать, что Пушкин, создавая образ «величавой жены», исходил из древнерусской иконы Богоматери «Знамение». Она находилась в Знаменской церкви, построенной по указу Елизаветы Петровны в березовой роще близ Лицея
«
Все понимаю, кроме иконы...((
Хех, так Дионис изначально имеет восточные корни. Это - восточное божество, которое пришло в Грецию попозжа других основных богов. И в отличие от своих собратьев, что пришли оттуда же, он не стеснялся "демонстрировать" свои восточные черты.
А что непонятно с иконой?
Мне кажется, эту проблему можно решить обращением к пушкинскому словарю и сравнением семантических полей - что отноится к Вакху, что к Венере, как Пушкин описывал ее, как его. Что-то и сойдется с этими строками.