воскресенье, 02 августа 2009
Продолжение этой
записи.
Форстер пишет о Мохаммаде как о главной любви своей жизни, хотя у него была уже сильная и продолжительная платоническая любовь (именно любовь, а не дружба). Когда Форстеру было 27 лет, он, по его собственным словам, жил возле своей матери (и тетушек), "как маленькая девочка" (а потом, видимо, как старая дева). Автор статьи о Форстере, Зарир Масани, пишет о том, как "в эту заводь старых дев явился яркий, аристократичный индиец с усами и более шести футов ростом". Семнадцатилетний Саид Росс Масуд был единственным внуком Саида Ахмеда Хана, политика и ученого,"отца мусульманского возрождения" в Индии.Форстер стал готовить его к поступлению в Оксфорд.
"Боже мой, я надеюсь, что он не украдет ложки,"- суетилась одна из тетушек Форстера... Но высокомерная самоуверенность Масуда делала его неуязвимым для британского расизма. ...Когда ему надоели уроки латыни, он хватал своего тщедушного наставника и щекотал его, пока тот не начинал смеяться".
читать дальше Учителя и ученика связала любовь - такая сильная, что когда я читала о ней в изложении другого автора, Сунила Кумара Саркера, я сперва глазам своим не верила, думая, будто автор, вопреки другим источникам, повествует о связи не только духовной. Вот он пишет: " Близость между ними... перешла в гомосексуальные отношения. Форстер в это время стыдился своих "нетипичных склонностей", но справиться с ними никак не мог. И во время гомосексуального флирта он попросил Масуда быть "доминантом". Масуд сперва был в недоумении от такого крайне неестественного предложения, особенно из-за его традиционно индийских представлений о сексе, но потом Форстеру удалось его убедить". И тут автор наконец спохватывается: " Конечно, следует сказать, что гомосексуальные отношения Масуда с Форстером, оставались лишь духовными и не перешли в физические".** (Это повторение слова "гомосексуальный" на каждом шагу даже меня утомило. Хорошо еще, что автор не пишет про то, как Форстер с Масудом, к примеру, "гомосексуально пили чай".)
Сунил Кумар Саркер, кстати, не упоминает о том, что эти отношения однажды были под угрозой. Масуд учился в Оксфорде, они переписывались и вот однажды Форстер решил раскрыть глаза своему другу на то, какие именно чувства он к нему испытывает. В дневнике он записал: "Я очень хочу, чтобы он почувствовал, хотя бы однажды, что я чувствую по отношению к нему, чтобы у меня не было ощущения потерянного времени". В ответ пришло холодное письмо от Масуда, который перестал называть бывшего учителя "мой дорогой мальчик". Зарир Масани, пишет, что узнает в этой реакции "модель мужской любви", обычную для Индии, где "наиболее интенсивные и физически демонстративные однополые отношения приемлемы до тех пор, пока они не являются открыто сексуальными"("where the most intense and physically demonstrative same-sex relationships are acceptable so long as they're not explicitly sexual"). Однако охлаждение было временным и вскоре Масуд, говоря словами Зарира Масани, "милостиво согласился играть в жизни Форстера роль объекта неутолимого желания". Саид Росс Масуд стал известным ученым, женился. Переписка продолжалась. Они написали друг другу больше тысячи писем: Масуд жаловался в письмах на свой неудачный брак и сочувственно читал описания редких сексуальных опытов Форстера. Но это было уже после любовной истории с Мохаммадом аль Адлем. Об отношениях с ним Форстер писал Масуду как о дружбе. Он не хотел, чтобы тот понял, что любовь к Мохаммаду стала сильнее любви к нему. А так оно и было. Правда, юноша любил его, кажется, не испытывая физического влечения, но зато и не отказывал в близости, как все, в кого Форстер влюблялся раньше. Можно спросить, действительно ли Мохаммад любил Форстера. Судите сами. Он никогда не получал никакой материальной выгоды от отношений с писателем. Работал кондуктором, хотя Форстер, благодаря своим связям, мог найти ему гораздо более выгодную работу. Форстер подозревал, что Мохаммад аль Адль соглашался на физическую близость лишь из вежливости, симпатии и жалости, знал, что тот думал о женщине, чтобы быть хоть на что-то способным в постели с ним, но ведь это как раз и было со стороны юноши проявлением любви. То, что Мохаммад женился, лишь придало ему привлекательности в глазах писателя, но обнаружилось, что тот болен туберкулезом и секс еще сильнее подрывает его здоровье. В 1919 году Форстер вернулся в Англию.
1.The secret world of E M Forster: The novelist's letters reveal his private passions
2.A Companion to E.M. Forster.by Sunil Kumar Sarker
3.E.M. Forster's A Passage To India by Sunil Kumar Sarker
4.A Spiritual Bloomsbury: Hinduism and Homosexuality in the Lives and Writings of Edward Carpenter, E.M. Forster and Christopher Isherwood. by Antony Copley
Юный Форстер с матерью (Лили).
@темы:
джентльмены и простые парни,
гомосексуальность,
Э.М.Форстер
о, это было бы здорово))
Спасибо, очень интересно.)
Хорошо, что он все-таки с Бакингемом в итоге познакомился :-)
Про "гомосексуально пили чай" мне тоже понравилось :-))
А скетч Фрая и Лори - это вот этот :-)
Спасибо.))) Да, я это видела у кого-то.
А вообще,Форстеру повезло встретиться с таким человеком,как Мохаммад