"Часто смерть предлагает единственную возможность войти в контакт с возлюбленным и его сферой. Мистики Фарйд ад-Дин 'Аттар и 'Ираки передают историю о том, как некий человек мистически влюбляется в красивого сына тюркского эмира. Поскольку у него нет никакой надежды когда-либо достичь его близости, он скрывается на стрельбище мальчика, там, где стрела возлюбленного должна вонзиться в землю. Мальчик стреляет, и земля окрашивается алой кровью пораженного стрелой влюбленного. Молодой стрелок спешит к цели и видит, что он сделал. Он спрашивает умирающего: «Почему ты сделал это?» Тот отвечает: «Для того, чтобы ты говорил мне эти слова: "Почему ты сделал это?" Я любил тебя уже давно, но у меня не было доверенного, которому я мог бы доверить свою любовь, и вот я сделал стрелу моим любовным курьером. Если бы бог захотел и у меня была бы сотня жизней, я добавил бы их к твоей стреле!»."
Из статьи Мистическая любовь в иранском суфизме (В. А. Дроздов)
Из статьи Мистическая любовь в иранском суфизме (В. А. Дроздов)
Фи!
И вообще я не мистик, да.
Интересно, а на Уайльда эти идеи в какой-то степени повлияли?
Ты ж, гад, на что невинного человека обрекаешь? Убийцей стать, хоть и невольно?Хотя, я предпочитаю, что всё же совместно выживали. По случайности. Не откладывая на следующую жизнь ))) Самоубийство - это всё-таки не того. Не айс.
У Уайльда все же другой ракурс - "любимых убивают все" не равно "какой кайф и высший смысл жизни - умереть от руки любимого"
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
Угу, это нам близко и понятно. Раньше я безоговорочно восторгалась такой жертвенностью, но всё-таки несравнимо больше внимания вызывал тот, от чьей руки (или по крайней мере, для кого) хотят быть убитым. Это ж какая неординарная личность должна быть!
В общем, потом окончательно решила, что лучше уж самому возлюбленного убивать (разумеется, возвышенно, пафосно и гатично
Ибо заповедано нам Пушкиной Маргаритою: "кто любил, тот и распял".
Upd:. А про мистику м/м любви думала как раз сегодня в эл-ке - чего бы этакого измыслить, чтобы любовь приобрела специфичный роковой оттенок (чтоб жизнь товарищам усложнить, короче
Клевер Ой, только увидела комментарий. У Уайльда все же другой ракурс - "любимых убивают все" не равно "какой кайф и высший смысл жизни - умереть от руки любимогоНу, у него же не только "любимых убивают все" , может, Кошка имеет в виду другое произведение.
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
ну вот,
пришёл поручик Ржевский...Опыт показывает, что за болванов мало кто рвётся сложить голову.
любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом
любимый божественнее любящего, потому что он и есть бог!
потому что он и есть бог! Как кошка или ибис. Или идол, выточенный из дерева. Все в глазах влюбленного. А уж любящие женщины..."Для женщины кто хорош собой, тот уже и умен, и образован..."
Нормальные люди, когда не встречают взаимности, пострадают-пострадают, отряхиваются или прибегают к помощи специалиста и идут дальше, а не самоубиваются рукой возлюбленного или тем более не убивают возлюбленного. Я не помню, с какими именно тараканами может быть связано подобное поведение, но уже заколебали сообщения об убийствах (мужчинами в основном) своих супругов и детей после разрыва. В феминистских блогах это часто связывают с male entitlement (мужчины так привыкают к привилегированному положению - как бы низко они ни стояли на социальной лестнице, все равно у них есть связанные с полом привилегии, которые они сами обычно не замечают), что когда кто-то на их male entitlement покушается, для них это крушение мира. Ну и/или привыкли рассматривать "своих" жен и детей как собственность. Если б хоть только себя убивали, я б не возмущалась, на здоровье. Но как подумаешь, сколько цветущих жизней загублено... у-у-у! Вообще статистически самое опасное время для женщины - разрыв, на это время приходится больше всего жестоких избиений и убийств женщин партнерами, куда больше, чем во время самих ссор, связанных с развалом отношений.
Кстати, я знаю реальный случай, когда один безнадежно "влюбленный", пытался покончить с собой, сделав харакири на аллее в парке (позвал предмет страсти на свидание, она, разумеется, не пришла), но, как часто бывает
с идиотами, недостарался, просто разрезал живот, не повредив внутренние органы. Его же предмет страсти, пока тот идиот валялся в больнице без сознания, пять часов расспрашивали в милиции, потому что, естественно, какая-то любовница "джигита" сообщила, что этот козел должен был встречаться с "предметом страсти". В реале такие случаи совсем не романтичны, испытываешь только раздражение: "Ну хочешь покончить с собой, на здоровье, зачем же гадить другим". Спокойно оставь записку и перережь вены дома в ванне.Как писал Эрих наш Мария Ремарк, "Любовь – не торгаш, стремящийся получить проценты с капитала. А для фантазии достаточно несколько гвоздей, чтобы развесить на них свои покрывала. И ей не важно, какие это гвозди – золотые, железные, даже ржавые… "
tes3m И в де Профундис тоже - есть мысли о трагичности, роке итп, но именно радости быть убитым рукой любимого - нет все же.
Тэффи: Однолюб любит философствовать, делать выводы и чуть что — сейчас обвиняет, и ну палить в жену и детей.
Потом всегда пытается покончить и с собой тоже, но это ему почему-то не удается, хотя с женой и детьми он промаха не дает.
Впоследствии он объясняет это тем, что привык всегда заботиться в первую голову о любимых существах, а потом уж о себе. «Кое-как, да как-нибудь. Сам я всегда на втором плане».
AlnikaПомню.:yes
Клевер А для фантазии достаточно несколько гвоздей, чтобы развесить на них свои покрывала. И ей не важно, какие это гвозди – золотые, железные, даже ржавые…Золотые слова.
Roseanne
Оригинал дубликата Да, поэтому интересно, как это проявилось еще и в этой культуре
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
нащщёт ибиса не знаю, но кошки - боги стопудово! И они об этом знают, и ведут себя соответствующе. Даже в тапки гадят с царственным достоинством небожителей!
Кошка В реале такие случаи совсем не романтичны
Да реалом вообще можно испоганить любую романтику, кто бы сомневался.
Восхищаться имеет смысл теми, кто вышел за рамки привычных человеческих представлений. Суфии - они ж просветлённые по сути, к ним с обычными мерками не подойдёшь.
А касаемо убийства возлюбленного - понятно, что "на бытовой почве" это заурядное уголовное преступление.
Тэффи: Однолюб любит философствовать, делать выводы и чуть что — сейчас обвиняет, и ну палить в жену и детей... Сам я всегда на втором плане».
Инженер Пустоты
Да реалом вообще можно испоганить любую романтику, кто бы сомневался.
Ну это тот случай про фломастеры, мне наоборот - чем более вероятно, что описанные в произведении отношения могли бы "долго и счастливо" существовать в реале, тем интереснее читать, особенно если с юмором и никто возлюбленного "не гнобит" почем зря.)) Но драматизма не зватает, да.
Все нелепости человеческих отношений, вами приведённые, - это не проявления любви (тем паче мистической ), а обычные кривляния больного "эго". Отсюда и манипулянтство дешёвое, и истерики, и male entitlement это самое (ну понятно, раз "эго" ущемили за самые яйца ). Конечно, с такими-то "некрасивыми" мотивами и поступки выглядят по-уродски, восхищаться там особо нечем.
Но проблема в том, что именно такие чувства, такое поведение (эгоистичная страсть, обладание) еще в мифах, позднее в литературе воспевались как любовь, пусть трагичная, но от любви это не отделялось. Традиция осталась, даже если не брать в расчет отдельные шЫдевры проде книг Нормана о Горе, и в современных любовных романах, где через один романтизация похищений, принуждения, насилия.
Восхищаться имеет смысл теми, кто вышел за рамки привычных человеческих представлений. Суфии - они ж просветлённые по сути, к ним с обычными мерками не подойдёшь.
А почему бы, собственно, и не подойти? Опасное это дело, так можно снять с человека ответственность за любой мерзкий поступок. Маньяки всякие, кстати, тоже выходят за рамки привычных человеческих представлений, могут считать, что от чего-то там жертву спасают.
А из просветленных - кто-то, допустим, суфий-мистик, кто-то мастер-йог, кто-то буддийский монах, кто-то в цигуне достиг каких-то высот, кто-то талантливый поэт или христианский религиозный деятель, или врач, спасающий людей в Африке, они все по-своему просветленные, но руководствуются разными принципами. И для многих из них убийство или самоубийство будет недопустимым.
Одно дело если собрались два влюбленных суфия, руководствующиеся одинаковыми принципами, причем оба знают об этом - и по взаимному согласию мочат друг друга, или один влюбленный суфий, которого второй, невлюбленный, суфий по просьбе первого убивает.
А другое, когда мальчик, сын эмира, тихо-мирно занимается на стрельбище, никого не трогая, и кто-то обильно обтараканенный умышленно лезет под стрелу. Суфию, допустим, умереть от руки возлюбленного радость, а он подумал, что, может, этот мальчик и не хочет никого убивать - не в бою, не в рамках самооброны, не вынося приговор? На бесконтрольное убийство и в более жестоких, чем современная, культурах наложены табу, а их нарушение чревато для убийцы, вольного или невольного, как бы помягче выразиться, переживаниями и угрызениями совести.
Если же мальчик был столь же "просветленным", как и суфий, то суфий мог просто подойти к мальчтку и попросить его прикончить, если бы мальчик разделял его взгляды на смерть и конкретно смерть от руки возлюбленного, то, вероятно,оказал бы ему эту услугу. А если нет, то за что мальчику такое счастье?
Я, допустим, из лука не стреляла, но раньше регулярно метала собакам тяжелую дубину. Это если представить, что кто-то просветленный в меня влюбился бы и, притворившись кочкой, улучшил бы момент, выскочил бы и подставил лысину под эту дубину, а дубина вышибла бы ему мозги - ему-то хорошо, а мне что потом делать?
"Я любил тебя уже давно, но у меня не было доверенного, которому я мог бы доверить свою любовь, и вот я сделал стрелу моим любовным курьером. Если бы бог захотел и у меня была бы сотня жизней, я добавил бы их к твоей стреле!" - "Лучше б ты одну каску к голове добавил, придурок!"
А касаемо убийства возлюбленного - понятно, что "на бытовой почве" это заурядное уголовное преступление. Но, скажем, такой вариант, какой описан вот здесь - это полный экстаз и отвал башки!!! "Любовь, обрекающая на казнь", ага.
Видимо, опять к вопросу о фломастерах - я вот ничего романтичного там не увидела, слезообильный тиран угробил друга/возлюбленного, я бы скорее, наоборот, друга, даже виновного в чем-то, если преступление не особо серьезное, скорее прикрыла. Но это мое личное отношение, я понимаю, что есть люди, которые совершенно серьезно и от Дживса в гробу балдеют.
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
В том-то и прикол, что в реале описанную вами ситуацию не представишь
Но проблема в том, что именно такие чувства, такое поведение (эгоистичная страсть, обладание) еще в мифах, позднее в литературе воспевались как любовь, пусть трагичная, но от любви это не отделялось.
Так кто же спорит, что почти любую гадость можно красиво изобразить и всячески возвысить (каноническая тема: насилие в слэше). Даже туберкулёз - заразное инфекционное заболевание - и то романтизировали!
Но вопрос был не в том. Просто вы сопоставили жизненные примеры не с книжной идеализацией(тут было бы совершенно справедливо замечание, что "в реале такие случаи совсем не романтичны"), а с историей, где ни эгоизма, ни обладания не значилось - токмо лубофф да суфийская мистика.
Опасное это дело, так можно снять с человека ответственность за любой мерзкий поступок. Маньяки всякие, кстати, тоже выходят за рамки привычных человеческих представлений, могут считать, что от чего-то там жертву спасают.
Минуточку: если они действительно выходят за рамки, и судебные психиатры с этим соглашаются (хотя и бывает, что они признают заведомо больного человека вменяемым, чтобы подвести его под статью), то на маньяка ответственность не возлагается! И приговаривают его не к наказанию, а к принудительному лечению.
Но большинство маньяков ничуть не безумны. Садистическая жестокость, заурядный эгоизм и пренебрежение к чужой жизни - вещи, в общем-то, довольно обыденные и большинству понятные (не обязательно по личному опыту
они все по-своему просветленные, но руководствуются разными принципами. И для многих из них убийство или самоубийство будет недопустимым.
Ну дык, сколько людей, столько и путей. Да и принципы иной раз могут трактоваться очень вольно - сам тов. Радонежский благословлял монахов на битву. То, что врагов надо любить, не означает, что их нельзя убивать.
слезообильный тиран угробил друга/возлюбленного
А с Роулинг - дело вкуса. кому-то нравятся ранние романы, мне поздние. Самая сказка и есть, на мой вкус.