19:33

В одной памирской сказке мне понравился такой эпизод: героиня в поисках огня (она не уследила за огнем в своем очаге и тот потух) пришла к дому, в котором обитал Барзанги (великан-людоед). Увидев его, женщина хотела убежать, но Барзанги сказал:
— Заходи, я сестра твоей матери.
В комментариях это никак не объясняется, но я предполагаю, что «я сестра твоей матери» тут ритуальная формула, выражающая обещание не причинять вреда.
Огонь героиня получила, но за него пришлось расплачиваться. Когда муж и его названные братья ушли на охоту, к ней явился Барзанги, "верхом на козле, ...в поясе иголки, на голове блюдо, хлеб за пазухой". читать дальше
"Сказки народов Памира"М. 1976, стр. 157-158

@темы: сказки

Комментарии
10.03.2010 в 19:38

Хочу ли я? Могу ли я? Ордалия!
— Заходи, я сестра твоей матери.
т.е. "Здравствуйте, я ваша тетя":)))))
10.03.2010 в 19:42

Клевер :lol::lol::lol: Мне в голову не пришло.:alles::five:
10.03.2010 в 19:46

"Я падал в бездну, и бездна шептала мне: "Проснись, в тебе нет веры, чтобы падать не вверх, а вниз" (Вильям Борз)
"Здравствуйте, я ваша тетя"))))
только хотела заметить... опередели :))
10.03.2010 в 19:47

Канно Видимо, это само собой приходит в голову, только я не додумалась.:-D
10.03.2010 в 19:51

"Я падал в бездну, и бездна шептала мне: "Проснись, в тебе нет веры, чтобы падать не вверх, а вниз" (Вильям Борз)
tes3m вероятно, режиссер тоже памирские сказки любил.))))
10.03.2010 в 19:57

Канно Наверное, выражение это старше фильма, хотя я не знаю, откуда взялось.)))
10.03.2010 в 20:24

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
"Я - сестра твоей матери" это, думаю, что формула которая ясно показывает на пережитки женской родовой общины и матрилинейный счет родства.
Но это я тольуо предполагаю:)
А вот кровь на хлебе - это однако интересно:)
10.03.2010 в 21:33

Masudi кровь на хлебе Да, мысли разбегаются.)))) Мотив, видимо, древний.
10.03.2010 в 21:34

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
tes3m да пипец! Поле для интерпретаций!!!
10.03.2010 в 21:36

Masudi Я, когда вспомнила сказку, вспомнила, будто героиня девственница, смотрю текст, а у нее есть муж.
10.03.2010 в 23:57

Долго читал, одно за другим. Минут двадцать - не меньше. Но Василию Николаевичу показалось, что часа четыре, а Нине - что с прошлой пятницы. (с)
Суровая сказочка про человеческие жертвоприношения.)
11.03.2010 в 20:26

In every wood in every spring there is a different green. (C)
А я похожий эпизод встречала в сказке какой-то экзотической страны, только давно это было и плохо помню - кажется, малайские сказки это были. Там герой по личным причинам бежал из деревни и встретил в лесу дэва, перетрусил жутко - а дэв тоже ему сказал, что он его родственник, дедушка, что ли... Только в том издании дэв ему помог и даже, кажется, никаких ужасов не требовал за это.
11.03.2010 в 21:03

ЛопоушаТоже, наверное, дэв сказал это как формулу. Мол, ты и я одной крови.)))
11.03.2010 в 22:11

In every wood in every spring there is a different green. (C)
tes3m, не приходило мне в голову такое толкование... А может быть, ага.
15.03.2010 в 16:31

Вижу явное влияние кальяна на памирский фольклор. Что можно курить, чтоб сочинить подобное...:-D

Мне убежавшая голова понравилась. Колобок однако. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел... :rotate:
15.03.2010 в 16:38

Феликс, Счастливчик А мне понравилось, что она войско собрала! И привела.
15.03.2010 в 16:43

Боевой колобок. Фигли, после кальяна-то.
15.03.2010 в 17:06

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
:lol: