На этот раз немного. Временно приходится заниматься скучными делами. Когда все же нашлось свободное время, решила написать о Джиме, но немного уклонилась в сторону.Как я писала раньше, я считаю, что образ Джима из IT понадобился создателям "Шерлока" для того, чтобы одновременно и намекнуть на сущность чувств, которые Джим Мориарти испытывает к Шерлоку, и не сказать ничего прямо, поскольку признать, что Мориарти в буквальном смысле слова влюблен в Шерлока, значило бы дать части аудитории повод возмутиться тем, что на экране опять выведен gay villain, голливудский образ преступного гея, привычный вплоть до 1980-х годов, но потом постепенно ставший вызывать резкое неприятие (о том, что в последние десятилетия критики враждебно воспринимали даже те образы злодеев, которые были похожи на геев, хотя прямо об их ориентации и не говорилось, я кратко написала в
записи о Скаре из "Короля Льва"). А поскольку многие зрители все еще неохотно принимают геев в качестве главных героев, с которыми они могли бы себя отождествлять, получается, что несмотря на возросшую терпимость западного общества, геи появляются в кино или на телевидении в основном либо как главные герои в фильмах, снятых для сравнительно небольшой аудитории, либо как второстепенные герои в фильмах для большой аудитории.
читать дальше Если же гей все-таки оказывается в центре фильма, предназначенного для массового зрителя, то можно не сомневаться, что это или байопик (и зритель принимает ориентацию главного героя как данность), или фильм, в котором весь сюжет крутится вокруг ориентации героев, причем они вызывают либо жалость ("Филадельфия", "Горбатая гора"), либо смех ("Птичья клетка", "Я люблю тебя, Филлип Моррис"). Смех, конечно, добрый, но зритель (напоминаю, речь о массовом зрителе) смотрит на героев со стороны, все время помня, что они отличаются от него сексуальностью. Среди популярных фильмов, таких, как "Идентификация Борна", "Миссия невыполнима", "Матрица", "Аватар" и т.д., в которых, казалось бы, главное — приключения героев, а не их личная жизнь, нет таких, где главный герой был бы открыто показан геем или хотя бы бисексуалом. Я сперва хотела написать "где главный герой был бы геем или бисексуалом", но потом вспомнила, что фильмы Ричи о Шерлоке Холмсе тоже вошли в число самых прибыльных серий фильмов, а "Шерлок" очень популярный сериал. Разумеется, эти фильмы не имели бы такого успеха, если бы Гай Ричи и создатели "Шерлока" не пошли стопам Билли Уайлдера, скрыв гомоэротический подтекст под завесой юмора, а также не забыв и непременной роковой женщины, историю с которой каждая категория зрителей понимает по-своему.
Я уже цитировала отрывок из интервью Марка Гэтисса в Buzz Magazine (2010): "... я не думаю, что хотел бы делать что-то вроде передачи о геях. Гораздо интереснее, когда это не единственная проблема. И в равной мере, я нахожу заигрывание с гомоэротизмом в "Шерлоке" гораздо более интересным. Разумеется, это отражает широкую панораму странностей натуры каждого; есть хорошие геи и плохие геи. Мне бы не хотелось делать фильм, весь посвященный одной теме — тому, как быть геем". Дальше он говорит о том, что хотел бы снять, например, триллер, с главным героем-геем, но так, чтобы это был не "триллер о гее", а триллер, герой которого просто оказался геем. И то, что он гей, зритель узнавал бы, к примеру, только через 45 минут после начала фильма, когда герой, придя наконец домой (видимо, после приключений), встречался с партнером. "Это было бы, на мой взгляд, подлинно прогрессивно" — заключает Гэтисс.
Думаю, он имеет в виду то, о чем я говорила выше: есть фильмы, в которых зрителям интересна прежде всего не любовная история, а именно приключения героев — разведчиков, детективов, простых граждан, угодивших в разные странные истории, воинов и магов и т.д., но все равно эти герои никогда не оказываются геями, геем в лучшем случае может быть напарник главного героя, как в фильмах "Без компромиссов" (Blitz) или "Поцелуй навылет" (Kiss Kiss Bang Bang). Так происходит, видимо, потому, что большинство мужчин хочет представлять себя на месте главного героя, а большинство женщин чувствует себя неуютно, если понимает, что этот герой никогда бы не смог влюбиться в представительницу их пола. Но догадаться, что кто-то гей, если это не совершенно стереотипный пародийный гей, могут далеко не все зрители. И если режиссер пойдет на уловку и просто не будет признаваться, что главный герой гей, а предоставит зрителям догадываться самим — кто как сможет, то вполне вероятно, что фильм может оказаться коммерчески успешным.
Однако если уклониться от ответа на вопрос о сексуальности главного героя, то и о его антагонисте придется промолчать, потому что иначе этот последний оказался бы "плохим геем", которого не уравновешивает "хороший". Но все же, намекая на проявления сексуальности отрицательного героя, сценаристы и режиссеры могут себе больше позволить, и сам он может себе позволить больше. Я писала о Мориарти в первом сезоне тут (и раньше), но не упомянула об одном моменте в конце «Большой игры», который мне очень нравится.
Шерлоку не терпелось увидеть Мориарти*, чтобы узнать, затеял ли тот свою сложную игру лишь для того, чтобы отвлечь его от поиска флешки с чертежами ракет, или все таки не обманывал, уверяя, что для него важен просто азарт игры, а еще больше — сам Шерлок ("мы созданы друг для друга"). И вот он протягивает флешку (свой "подарочек в честь более близкого знакомства") Мориарти, тот берет ее, и, глядя ему в глаза, целует ту часть флешки, которую только что касался пальцами Шерлок.




Хотя этот жест откровенен (мне вспомнилось из Лукиана "губы прикладывая к тому месту, которого он коснулся"**), но Джим и тут играет с Шерлоком, дразнит его, заставляя усомниться в значении поцелуя — а вдруг Мориарти так эксцентрично выражает радость от того, что заполучил чертежи? Но тот неожиданно говорит: "Скучно. Я мог бы их заполучить где угодно." Флешка летит в воду. Так Джим отвечает на вопрос Шерлока, затевалось ли все ради чертежей, и подтверждает свои слова "дело в тебе и во мне".


* Шерлок сам назначает место и время встречи, как и в последней серии второго сезона, когда он повторит слова Джима "Выходи поиграть". Вспомнила рассказ Брэдбери о мужчине (с именем Дуг (Дуглас), которое носит и полуавтобиографический персонаж "Вина из одуванчиков"), решившем разыскать и убить друга детства, которого когда-то часто вызывал поиграть, бросая камешки в его окно, и который за все эти годы ни разу не вызвал так его самого ("ни разу не послал ранним утром песни к моей постели, не швырнул в чистые стекла свадебный рис гравия, вызывая меня на улицу, в радость летнего дня"("Идеальное убийство")). А вот Джим не может упрекнуть в том же своего врага, Шерлока.
** На случай, если кто-нибудь скажет, что Лукиан тут не при чем, подчеркиваю: просто мне всегда вспоминаются эти строки, когда смотрю на Джима с флешкой. Не удержалась и процитировала. А у Лукиана, кстати, речь шла о чаше, которую Ганимед подавал Зевсу на пиру, и слова эти произносила Гера, ругая мужа, думавшего, что она не замечает или не понимает подобных жестов.
О втором сезоне еще не дописала.
Не придирайтесь
У него просто глаз дернулся
aretania, Нет, не думаю, что дергался, тогда бы пересняли. Там показывают их лица крупным планом.
Читерабоб, Вот и я так думаю.)))
tes3m, вот только сегодня об этом моменте думала! Самой мне было поразительно, что так перевели, но, может быть, это потому, что до оригинальной озвучки я уже видела перевод Первого канала и знала, что Мориарти горел и сгорел. I am you... Prepared to burn - автоматически понималось страдательно.
Но переводчики, видимо, сопоставили этот эпизод со сценой в бассейне и словами Мориарти про сердце. И я почти уверена, что и Шерлок для себя сопоставил так же, когда придумывал, что сказать.
(я неожиданно много твоих кусочков пропустила, как выяснилось((
я тут последний раз когда пересматривала подумала, что единственная подсказка, которая была, если она вообще была и это не блеф, это слова про то, как он заставил присяжных вынести оправдательный приговор.
что-то его в суде так подкосило. из чего-то он сделал вывод, что любви нет и не будет. поэтому и сил хватило на чаепитие может, слова про паука и сеть, М., конечно, покивал головой, но ему было, мягко говоря не шибко приятно это услышать, правда, потом были слова про "special smth", которые очень М. понравились.
слова про паука и сеть, М., конечно, покивал головой, но ему было, мягко говоря не шибко приятно это услышать, нет, там Джим по-разному реагирует на начало слов о пауке (amethyst deceiver где-то в других комментариях об этом писала, что видно, как Мориарти неприятно, что Шерлок совсем отказывает ему в человечности) и на окончание — когда Шерлок заговорил о паутине, Мориарти стал одобрительно кивать головой, потому что стало ясно — Шерлок сравнил его с пауком, не имея в виду, что он не человек, а монстр, даже не имея в виду его моральный облик (или подразумевая его лишь в последнюю очередь), а метафорически описывая его роль главы разветвленной преступной организации.
Мне, кстати, не кажется, что Джим уже на суде перестал ждать ответа на свою любовь. По-моему, во время чаепития он пытается достучаться до Шерлока и все еще надеется. Даже тут
Во-первых, как человек, изучающий психологию и физиогномику время от времени и пересмотревший Шерлока туеву кучу раз, могу сделать следующие выводы:
1. Мориарти влюблен, он страстно жаждет, чтобы Шерлок признал его необходимость. Я не уверенна, что он ХОЧЕТ его в физическом плане, просто ХОЧЕТ. Как ребенок, хочу и все. Точнее.. нет, не так. Если б мы убрали фигуру Джона, то думаю все закончилось бы на мозготрахе. Но Джон есть. И это вызывает в Мориарти ревность (логично вообще-то), как следствие он гипотетически мог бы затащить Шерлока в постель, просто чтобы в очередной раз доказать, что он его и только его. Но я не могу сказать про Мориарти, что он гей, по-моему в его случае это вообще не имеет значения. Гении вне рамок, как-то так.
2. Джон влюблен. Это тоже ясно. У него просто не получается НЕ любить Шерлока. И тут дело не в поле, просто любит и все. Я бы даже сказала ЛЮБУЕТСЯ. Шерлок невыносим, а Джон его любит, восхищается и поэтому остается с ним вместе, что бы ни происходило. Да вы посмотрите на его лицо! Он то смотрит на Шерлока как на дите, то чуть ли не молитвенно. Джон определенно НЕ гей, кстати.
3. Шерлок восхищается Мориарти, но одновременно он хорошо понимает, что имеет над ним какую-то власть. Как мне кажется, он не осознает все ньюансы этой "власти", иначе игра была бы чуть более грубой. И уж точно он врядли мечтает затащить Мориарти в постель. Что касается Джона, Шерлок получает от него любовь, восхищение и полную самоотдачу. Он точно ЗНАЕТ, что Уотсон отдаст за него жизнь, не дрогнув. Джон ближе всех, ЗА стеной защиты, я бы даже сказала что он настоящая и единственная СЕМЬЯ Шерлока.
Переиначивая несколько переводов сцены в бассейне, своим "сожгу" и "воспламеню" Мориарти фактически намекает на то, что мечтает убрать доктора с дороги и занять его место рядом с Шерлоком. Гордым, одиноким, неприступным Шерлоком, которому можно выносить мозг сколько хочешь и при этом у него не будет столь явного "открытого для нападения" места.
Кстати, я согласна, что Мориарти до последнего момента пытается сказать Шерлоку "смотри только на меня, идиот". Это если утрируя.
Прошу прощения, если меня повело в строну от основной дискуссии) Просто было приятно найти тему, где мои взгляды разделяют. Меня восхищает Мориарти как многогранный персонаж, его поступки трудно просчитать и обосновать. Но он делает все, чтобы завоевать Шерлока, хотя если бы ему это удалось, он бы, думаю, не раздумывая его бы прикончил. Или стимулировал на новую игру.
Гении вне рамок, как-то так. Не вижу связи между гениальностью и ориентацией. Если бы вы сказали "все люди вне рамок", я бы, может, и согласилась в каком-то смысле т.к. слова "гей", "натурал", "бисексуал" условны и ограниченны. Но с тем, что гении физиологически как-то якобы отличаются от всех остальных, согласиться никак не могу.
С тем, что Джон не гей, я согласна. Но раз уж, говоря о Джоне, мы воспользовались этой терминологией, то и о Мориарти я повторю, что считаю его геем или бисексуалом. И это для меня имеет очень большое значение.)))
"Гении вне рамок" - имела в виду "люди, которые не боятся отступить от жестких условностей". Все же обобщить всех "людей" невозможно, общество у нас гетеросексуально. Да, наверное, ближе всего Мориарти к "би". Хотя секс я думаю тут далеко не главное.
А вот то, почему авторы назвали Шерлока асексуальным я понимаю. Хотя в то что он девственник слабо верится.Он же экспериментатор. Его персонаж для меня вообще самый понятный по многим причинам. Где-то тут упоминалось, что он - кокетка. Так и есть.
общество у нас гетеросексуально. У нас — это в России? Да, общество у нас благоприятно исключительно для гетеросексуалов. В Англии не совсем так, хотя Марк Гэтисс и сказал недавно, что было бы опасно подумать, что все битвы выиграны. Но даже если бы в Англии отношение к гомосексуальности было таким же, как в начале 20 века, это никак бы не помешало Джиму быть геем, поскольку мужчины, склонные к мужчинам, были везде и всегда. Например, в первой половине 20 века (исторический период, который меня интересует) среди английской художественной интеллигенции было не так уж много тех, кто не имел в своей жизни хотя бы одного гомосексуального эпизода (хотя бы в юности), несмотря на то, что в то время это было противозаконно.
Да, наверное, ближе всего Мориарти к "би". Я этого не писала. Я просто допустила, что он может быть и "би" в крайнем случае, т.к. хотя, признаков его влечения к женщине я не наблюдала, но и доказательств противоположного, кажется, не было.
Хотя секс я думаю тут далеко не главное. Для меня секс тут самое главное.)))
А вот то, почему авторы назвали Шерлока асексуальным я понимаю. Они не называли. Мы с Клавир потом проверили.
А если бы и назвали, я бы решила, что это традиционная маскировка гомосексуальности в фильмах о ШХ (как и Ирен Адлер, которую обязательно вводят, чтобы отвлечь внимание зрителей, если отношения между ШХ и Уотсоном начинают выглядеть особенно близкими).
Так что мы таки существуем Я никогда не писала, что не верю в асексуалок.)))
tes3m.diary.ru/p176422712.htm?from=last