На этот раз немного. Временно приходится заниматься скучными делами. Когда все же нашлось свободное время, решила написать о Джиме, но немного уклонилась в сторону.Как я писала раньше, я считаю, что образ Джима из IT понадобился создателям "Шерлока" для того, чтобы одновременно и намекнуть на сущность чувств, которые Джим Мориарти испытывает к Шерлоку, и не сказать ничего прямо, поскольку признать, что Мориарти в буквальном смысле слова влюблен в Шерлока, значило бы дать части аудитории повод возмутиться тем, что на экране опять выведен gay villain, голливудский образ преступного гея, привычный вплоть до 1980-х годов, но потом постепенно ставший вызывать резкое неприятие (о том, что в последние десятилетия критики враждебно воспринимали даже те образы злодеев, которые были похожи на геев, хотя прямо об их ориентации и не говорилось, я кратко написала в
записи о Скаре из "Короля Льва"). А поскольку многие зрители все еще неохотно принимают геев в качестве главных героев, с которыми они могли бы себя отождествлять, получается, что несмотря на возросшую терпимость западного общества, геи появляются в кино или на телевидении в основном либо как главные герои в фильмах, снятых для сравнительно небольшой аудитории, либо как второстепенные герои в фильмах для большой аудитории.
читать дальше Если же гей все-таки оказывается в центре фильма, предназначенного для массового зрителя, то можно не сомневаться, что это или байопик (и зритель принимает ориентацию главного героя как данность), или фильм, в котором весь сюжет крутится вокруг ориентации героев, причем они вызывают либо жалость ("Филадельфия", "Горбатая гора"), либо смех ("Птичья клетка", "Я люблю тебя, Филлип Моррис"). Смех, конечно, добрый, но зритель (напоминаю, речь о массовом зрителе) смотрит на героев со стороны, все время помня, что они отличаются от него сексуальностью. Среди популярных фильмов, таких, как "Идентификация Борна", "Миссия невыполнима", "Матрица", "Аватар" и т.д., в которых, казалось бы, главное — приключения героев, а не их личная жизнь, нет таких, где главный герой был бы открыто показан геем или хотя бы бисексуалом. Я сперва хотела написать "где главный герой был бы геем или бисексуалом", но потом вспомнила, что фильмы Ричи о Шерлоке Холмсе тоже вошли в число самых прибыльных серий фильмов, а "Шерлок" очень популярный сериал. Разумеется, эти фильмы не имели бы такого успеха, если бы Гай Ричи и создатели "Шерлока" не пошли стопам Билли Уайлдера, скрыв гомоэротический подтекст под завесой юмора, а также не забыв и непременной роковой женщины, историю с которой каждая категория зрителей понимает по-своему.
Я уже цитировала отрывок из интервью Марка Гэтисса в Buzz Magazine (2010): "... я не думаю, что хотел бы делать что-то вроде передачи о геях. Гораздо интереснее, когда это не единственная проблема. И в равной мере, я нахожу заигрывание с гомоэротизмом в "Шерлоке" гораздо более интересным. Разумеется, это отражает широкую панораму странностей натуры каждого; есть хорошие геи и плохие геи. Мне бы не хотелось делать фильм, весь посвященный одной теме — тому, как быть геем". Дальше он говорит о том, что хотел бы снять, например, триллер, с главным героем-геем, но так, чтобы это был не "триллер о гее", а триллер, герой которого просто оказался геем. И то, что он гей, зритель узнавал бы, к примеру, только через 45 минут после начала фильма, когда герой, придя наконец домой (видимо, после приключений), встречался с партнером. "Это было бы, на мой взгляд, подлинно прогрессивно" — заключает Гэтисс.
Думаю, он имеет в виду то, о чем я говорила выше: есть фильмы, в которых зрителям интересна прежде всего не любовная история, а именно приключения героев — разведчиков, детективов, простых граждан, угодивших в разные странные истории, воинов и магов и т.д., но все равно эти герои никогда не оказываются геями, геем в лучшем случае может быть напарник главного героя, как в фильмах "Без компромиссов" (Blitz) или "Поцелуй навылет" (Kiss Kiss Bang Bang). Так происходит, видимо, потому, что большинство мужчин хочет представлять себя на месте главного героя, а большинство женщин чувствует себя неуютно, если понимает, что этот герой никогда бы не смог влюбиться в представительницу их пола. Но догадаться, что кто-то гей, если это не совершенно стереотипный пародийный гей, могут далеко не все зрители. И если режиссер пойдет на уловку и просто не будет признаваться, что главный герой гей, а предоставит зрителям догадываться самим — кто как сможет, то вполне вероятно, что фильм может оказаться коммерчески успешным.
Однако если уклониться от ответа на вопрос о сексуальности главного героя, то и о его антагонисте придется промолчать, потому что иначе этот последний оказался бы "плохим геем", которого не уравновешивает "хороший". Но все же, намекая на проявления сексуальности отрицательного героя, сценаристы и режиссеры могут себе больше позволить, и сам он может себе позволить больше. Я писала о Мориарти в первом сезоне тут (и раньше), но не упомянула об одном моменте в конце «Большой игры», который мне очень нравится.
Шерлоку не терпелось увидеть Мориарти*, чтобы узнать, затеял ли тот свою сложную игру лишь для того, чтобы отвлечь его от поиска флешки с чертежами ракет, или все таки не обманывал, уверяя, что для него важен просто азарт игры, а еще больше — сам Шерлок ("мы созданы друг для друга"). И вот он протягивает флешку (свой "подарочек в честь более близкого знакомства") Мориарти, тот берет ее, и, глядя ему в глаза, целует ту часть флешки, которую только что касался пальцами Шерлок.




Хотя этот жест откровенен (мне вспомнилось из Лукиана "губы прикладывая к тому месту, которого он коснулся"**), но Джим и тут играет с Шерлоком, дразнит его, заставляя усомниться в значении поцелуя — а вдруг Мориарти так эксцентрично выражает радость от того, что заполучил чертежи? Но тот неожиданно говорит: "Скучно. Я мог бы их заполучить где угодно." Флешка летит в воду. Так Джим отвечает на вопрос Шерлока, затевалось ли все ради чертежей, и подтверждает свои слова "дело в тебе и во мне".


* Шерлок сам назначает место и время встречи, как и в последней серии второго сезона, когда он повторит слова Джима "Выходи поиграть". Вспомнила рассказ Брэдбери о мужчине (с именем Дуг (Дуглас), которое носит и полуавтобиографический персонаж "Вина из одуванчиков"), решившем разыскать и убить друга детства, которого когда-то часто вызывал поиграть, бросая камешки в его окно, и который за все эти годы ни разу не вызвал так его самого ("ни разу не послал ранним утром песни к моей постели, не швырнул в чистые стекла свадебный рис гравия, вызывая меня на улицу, в радость летнего дня"("Идеальное убийство")). А вот Джим не может упрекнуть в том же своего врага, Шерлока.
** На случай, если кто-нибудь скажет, что Лукиан тут не при чем, подчеркиваю: просто мне всегда вспоминаются эти строки, когда смотрю на Джима с флешкой. Не удержалась и процитировала. А у Лукиана, кстати, речь шла о чаше, которую Ганимед подавал Зевсу на пиру, и слова эти произносила Гера, ругая мужа, думавшего, что она не замечает или не понимает подобных жестов.
О втором сезоне еще не дописала.
спасибо большое!
и почему мне после каждой записи хочется заново все просматривать, чтобы увидеть своими глазами?
спасибо!
А вот это мне нравится!
а большинство женщин чувствует себя неуютно, если понимает, что этот герой никогда бы не смог влюбиться в представительницу их пола.
Тогда почему столько женщин любят яойное аниме? Не совсем понятно.
слова эти произносила Гера, ругая мужа, думавшего, что она не замечает или не понимает подобных жестов
В бассейне тоже мог кто-то не одобрить.
хотел бы снять, например, триллер, с главным героем-геем, но так, чтобы это был не "триллер о гее", а триллер, герой которого просто оказался геем. И то, что он гей, зритель узнавал бы, к примеру, только через 45 минут после начала фильма, когда герой, придя наконец домой (видимо, после приключений), встречался с партнером
вот это, я считаю, честная задумка. Надеюсь, когда-нибудь у него это получится.
Нечто похожее есть в фильме "Шпион, выйди вон". Намёки на сексуальную ориентацию Питера (героя Бенедикта) рассыпаны по картине, и внимательный зритель может их заметить, но окончательно понятной его ориентация становится только к середине фильма, когда он как раз приходит домой. Правда, Питер, хоть и важный герой, но не главный.
Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо за такие тексты ))
Танья Шейд, И то, что он гей, зритель узнавал бы, к примеру, только через 45 минут после начала фильма, когда герой, придя наконец домой (видимо, после приключений), встречался с партнером Кстати, забыла написать. Если бы Питер Гиллем, герой Бенедикта Камбербетча в Tinker, Tailor, Soldier, Spy ("Шпион, выйди вон") был главным, то фильм как раз подошел бы под описание Гэтисса. Там ведь личная жизнь Гиллема для сюжета не важна (а в книге он вообще не гей, любит только женщин), но вдруг показывают его любовника (которого он просит уйти, т.к. начальник намекнул, что надо это сделать).
Тогда почему столько женщин любят яойное аниме? Не совсем понятно. Это большой и сложный вопрос, у меня нет времени им заниматься, тут и правда многое не совсем понятно или совсем не понятно. Но ведь одно другому не противоречит. Да, многие увлекаются яоем и слэшем, хотя я не уверена, что их так много в сравнении с другими женщинами, которые этим не увлекаются. Мы ведь судим по тем, кого видим в сети. Но многие из слэшеров пишут, что считают слэш и яой выдуманным миром, далеким от жизни, потому он им и нравится, а настоящая гомосексуальность им не интересна. Многие слэшеры критикуют фильмы, в которых, по их мнению, слишком много гомосексуальности, т.к., как они объясняют, им нравится фантазировать самим, нравится недосказанное. Чем легче оттенок гомоэротизма, тем больше он некоторым нравится, а другим он и вовсе не нужен, нужны просто привлекательные актеры. Некоторые из слешеров болезненно реагируют, если про их любимого актера кто-то напишет, что он гей. Некоторым нравится представлять любимого героя бисексуалом, но не нравится, если его считают геем. Некоторым вообще хочется видеть его (того же Шерлока) только асексуалом или девственником. Словом, фильм, в котором есть красивые актеры, их дружба (или вражда) и намеки на гомоэротизм, даже в среде слэшеров обычно имеет больший успех, чем фильм, где герои откровенно названы геями. (Я пишу, конечно, не обо всех слэшерах, все они разные люди, мнения у всех разные, но те мнения, на которые я ссылаюсь выше, я читала достаточно часто.)
грис грейс, Рада, что понравилось.))) Да, в бассейне тоже надо было держаться осторожно.
У Ричи холмсова зажигалка подозрительно похожа на флешку из "Шерлока ВВС"
Etne,
насколько я знаю Ричи, он и без всяких посторонних влияний не мог пройти мимо такого Разумеется! ))) У Ричи в каждом фильме двусмысленности )))
Думаю, его, скорее, повеселило, что Моффат с Гэтиссом тут его чуть опередили. Ага ))) Я потому и предположила, что это может быть шуткой-цитатой )))
чья изобретательность позволит показать чувства и отношения героев и откровеннее и в то же время безопаснее для популярности фильма. Вот-вот.))) И я не могу сделать выбор в чью-то пользу. =))
А вообще да, сейчас пересматриваю второй сезон в другом переводе. Между Мориарти и Холмсом очевидная связь и соперничество и противостояние. Правда мне почему-то кажется, что Холмс больше заинтересован в Мориарти или Мориарти хорошо скрывает свою заинтересованность. Я имею ввиду личную. То, что ему интересно троллить Холмса это очевидно, но вот хочет ли он его, т.с. (фигурально и буквально), вот не могу сказать. ИМХО
или Мориарти хорошо скрывает свою заинтересованность. Да почти не скрывает. Раздевает его глазами.
Однако ты ведь и того, что Петр Верховенский влюблен в Ставрогина, не видишь, хотя даже один советский литературовед в советское время ухитрился написать об этом в "Вопросах литературы" в статье "Петр Верховенский как эстет" (да, написал, что, мол, Достоевский мог вдохновиться нравами каторги
А с Джимом все еще в десять раз очевиднее, но, знаешь, возможно, ты просто не воспринимаешь гомоэротизм, когда он связан с некоторыми не самыми симпатичными тебе персонажами.)))) Ты же, как я поняла, сочувствуешь Джону?)))))
ааа, припомнила )))))))))) Знаешь, возможно я воспринимаю это как влюбленность другого рода. не сексуальную.
я где-то писала о рассуждениях Достоевского, что содомский грех, мол, связан с влиянием Запада
ой, я пропустила это, видимо.... Хотя про Достоевского и его Записки у тебя читала..
Неважно, что чувство, которое он питает к Ставрогину, нелепо, низко, постыдно в его человеческом проявлении".
Черт((( Вот убей меня не вижу, да. Я ж перечитывала потом "Бесов", после нашего разговора. Я вижу там восхищение, страх, зависть, гамму чувств, любовь-ненависть даже, но вот любви в смысли сексуального желания, в слэшерском, т.с., смысле, нет ((((
Ты же, как я поняла, сочувствуешь Джону?)))))
да, но пейринга я там не вижу. Я конечно, прикалываюсь насчет слэшер-не слэшер, ОТП и т.д. Но кроме тяги Джона к ШХ и его растерянности и смущения по этому поводу я ничего там не вижу. Ты и сама говоришь, что между ними нет секса, и я согласна. Вот и между М. и ШХ я вижу, т.с., ментальный секс, хотя, скорее, у ШХ я тягу к М. наблюдаю. Мне даже кажется, что она делает его чуть слабее. М. его постоянно в чем-то переигрывает. Даже в своем самоубийстве, он ведь поставил ШХ в тупик, хоть тот и подготовил свою "смерть", но поступка М. не ожидал, как мне показалось. Это больше похоже на деление территории между самцами, что не исключает гомоэротического подтекста. У тех же человекообразных обезьян, например, старший самец запросто может опустить младшего, но это не будет любовью. Как-то так ))
ментальный секс Я не вижу никакого смысла в словах "ментальный секс", "броманс", "фансервис" и еще некоторых. С моей точки зрения, искусственные, надуманные понятия.
Клавир! Знаешь, почему я вообще начала писать про Джима? Про то, что я вижу в "Шерлоке"? Год ничего не писала, хотя все это — то, что пишу сейчас — увидела сразу?
Потому что я устала читать вот все в таком роде, как то, что ты написала. Зависть, ревность, соперничество и т.п. Не знаю, где это видят те, кто это пишет. Я вижу совсем другое.
м... да, пожалуй, я говорила о другом. Согласна. Гомосексуальность порой определить трудно и слэшерство тут ни при чем. Тут нужны более тонкие, скажем так, зоды )))) Я лично не отношусь к тем слэшерам, которые спаривают все, что движется, мне нужно почувствовать химию между персонажами и тут их ориентация играет последнее место. А вот именно гомосексуальность, да, тут я пас. По мне все геи, кто не натурал )))))))))))))) Шутка.
Потому что я устала читать вот все в таком роде, как то, что ты написала. Зависть, ревность, соперничество и т.п. Не знаю, где это видят те, кто это пишет. Я вижу совсем другое.
ну ёмае, я не оспариваю твою т.з., как ты понимаешь. Нет я могу просто молчать или тупо восхищаться твоими постами. Но мое отношение к твоим постам ты и так знаешь, думаю, лишний раз тебе не нужно повторять. А твой дневник я ценю именно за то, что здесь адекватно встречают любое мнение. Это как бы даже не спор, обмен мнениями и всё. Я вижу так, ты видишь так, не обязательно же при этом, убеждать друг друга в обратном? )))))) Или я чего-то не понимаю? Тогда готова читать все в почтительном молчании
Это я про Верховенского говорила. У М. я тоже не вижу зависти и соперничества. Тут скорее не соперничество, а игра на равных, кто кого переиграет. В общем, есть разница, да.
Но это никак не вытекает из слов самого Джима.
Это как бы не вытекает и из смыла жизни самого Джима, да. Ему нужен Шерлок, иначе ему будет скучно, как и Джим нужен Шерлоку по той же причину. но ты еще говоришь о том, что между ними есть и влечение другого плана. Я вижу его только со стороны ШХ. Ты, кстати, помнишь, писала, что М. раскусил ШХ в этом смысле и "нарядился" геем, чтобы вызвать его интерес )))) тут я на 100% согласна.
Он никогда не заявлял, что смотрит на Шерлока как на соперника, который ему мешает
мне трудно судить, я смотрю по переводу. А там были слова М.: "если ты не перестанешь путаться у меня под ногами..." Кстати, они почему-то шли в разрез с моим пониманием их взаимоотношений и я не поняла, если честно с чего вдруг он так сказал. Потому что по всему ясно, что ему как раз нужно, чтоб ШХ путался.
Но я и не говорила о соперничестве в этом смысле. скорее о выяснении кто сильнее, а не кто кого уберет с дороги. Разумеется, им нет смысла делать этого. Да и сам ШХ на суде говорит: "Мне кажется между нами какая-то связь". Правда М. на этом месте сделал удивленное лицо, что снова вызвало у меня недоумении, ведь у бассейна М. говорил ШХ почти то же самое.
Ему нужен Шерлок, иначе ему будет скучно Ну да, это так. Это та часть правды, которую он может сказать, как Вотрен у Бальзака может вслух сказать Люсьену, что "хочет, чтобы тот жил той светской жизнью, которая для него недоступна" и т.п. Моя мама считает это объяснение единственным и ничего за ним не видит.
Я еще не все написала, но отвлекают, чуть позже допишу. Просто боюсь, если эту часть ответа не опубликую, может не сохраниться, выйдет, зря писала.))))
В чем последняя проблема? Я уже сказал тебе, но слушал ли ты меня?
что тут имеется в виду? какая его фраза?
Проблема в том, что я не спорю. И не призываю тебя менять свою т.з. или мою. Честно. Не знаю как объяснить )
Я еще не все написала, но отвлекают, чуть позже допишу.
надеюсь, это не я? )))) мне очень интересно читать твои аналитические выкладки и не с целью найти зацепки для возражений. Жаль, что тебе так кажется ((
Просто боюсь, если эту часть ответа не опубликую, может не сохраниться, выйдет, зря писала.))))
В смысле?
Я вижу его только со стороны ШХ. С его стороны я тоже вижу, хотя он потом свои чувства начинает подавлять.
Но amethyst deceiver полностью права, я как-то забыла, что ты смотришь в переводе, а там некоторые словечки Джима перевели менее эротично, а в его интонациях ослабили оттенок флирта.
И не только это. Джим говорит очень двусмысленно, намекающе, т.к. тут и Джон слушает, да и Шерлоку Джим все-таки не хочет полностью открываться, т.к. не уверен в его реакции.
"если ты не перестанешь путаться у меня под ногами..." В оригинале есть Ты подошёл ближе всех. И теперь ты на моем пути (у меня поперек дороги) You've come the closest. Now you're in my way. И Back off. Уйди с дороги. И Do you know what happens if you don't leave me alone, Sherlock? To you? Знаешь, что случится, если ты не оставишь меня в покое, Шерлок? С тобой?
Кстати, они почему-то шли в разрез с моим пониманием их взаимоотношений и я не поняла, если честно с чего вдруг он так сказал. Потому что по всему ясно, что ему как раз нужно, чтоб ШХ путался. Джим сам первый привлек внимание Шерлока еще в 1 серии, потому и странно, что вдруг говорит так, будто это Шерлок его разыскал и начал донимать (как в книге). Я думаю, ему нужно не то, чтобы Шерлок путался у него под ногами, а то, что нужно и всем влюбленным. Но есть Джон, отношения Шерлока с которым Джиму не вполне ясны, но похоже, что соперник, похоже, что Шерлок не свободен. Джим решил с этим сразу разобраться, а Шерлок в ответ направил в него пистолет. Джим тогда заговорил как противник. Но то, что он говорит, в основном двусмысленно. Вот и you're in my way (ты на моем пути) говорят в смысле "стоишь поперек дороги, путаешься под ногами", но in my way (которое значит и "по моей части") еще можно в этом случае понять и как слова того же Петра Верховенского, когда он объясняет Лизе, что Ставрогин не может без нее: "Тут подскочил Петр Степанович и тотчас же мне всё объяснил. Он мне открыл, что вас колеблет великая мысль, пред которою мы оба с ним совершенно ничто, но что я все-таки у вас поперек дороги.читать дальше ".
А в целом то, что говорит на эту тему Джим, можно понять и в том смысле, что, уверившись, что Шерлок любит другого, Джим пытается изобразить свои с Шерлоком отношения как чисто "деловые" - я преступник, ты детектив, я тебя предупреждаю - не мешай. Будто не сам привлекал его внимание.
А можно понять подтекст в таком смысле: "Вижу, что я тебе не нужен, но я-то тебя так просто забыть не могу! Все же скройся, чтоб я тебя не видел, попытаюсь забыть, хотя убить вас обоих, наверное, было бы правильнее".
Да и сам ШХ на суде говорит: "Мне кажется между нами какая-то связь". Правда М. на этом месте сделал удивленное лицо, что снова вызвало у меня недоумении, ведь у бассейна М. говорил ШХ почти то же самое.
В том-то и дело, что удивление Мориарти (приятное удивление) относится к тому, что он не ждал от Шерлока, что тот вслух такое признает. Он это воспринял как шаг навстречу и, я думаю, именно после этого решился сказать, придя к нему, "Признайся, ты рад мне, рад, что меня отпустили".
aretania, что тут имеется в виду? какая его фраза? Вот сама не уверена. Ломаю голову над этим (и не только над этим — в последней серии множество загадок).