О Джиме из "Шерлока" (продолжение Мориарти (6)).
Мориарти удалось настолько увлечь Шерлока игрой, что тот порой кажется влюбленным, пытающимся скрыть свои чувства от окружающих. В сущности, то, что он переживает, и есть влюбленность, только не в реального человека, а в смутный образ, с которым он связывает представления об интеллекте, равном его собственному, и об огромном могуществе. Шерлоку явно нравится мысль, что его противник направил свое могущество на игру, чтобы развлечься (что говорит об их внутреннем сходстве), и чтобы привлечь именно его, Шерлока, внимание. Кстати, по этим признакам и становится понятно, что этот противник — тот самый таинственный Мориарти, о котором таксист-серийный убийца сказал Шерлоку "есть и другие, в точности, как вы"* и которого назвал "поклонником Шерлока Холмса". Шерлок догадывается, кто начал с ним игру, по первому же обращению противника 'H-Hello... sexy... I've... sent you... a little puzzle, just to say hi' ("Привет... сладкий... тебе отправлена... небольшая загадка*, просто чтобы поздороваться") — это ясно по тому, что он говорит "Представление начинается"* и объясняет Джону, что ожидал этого уже некоторое время (как нетрудно догадаться, после дела с таксистом Шерлок ожидает каких-то известий именно от Мориарти).
читать дальше Если вспомнить предшествующие "Шерлоку ВВС" экранизации, восхищение, которое Холмс у Конан Дойла испытывает по отношению к Мориарти, ярче всего было показано в сериале Granada Television. Например, в серии "Союз рыжих" есть сцена, в которой Холмс рассказывает о Мориарти Уотсону, полицейскому инспектору и служащему банка: тут отсутствуют слова "мой ужас перед его преступлениями потонул в восхищении его мастерством", но все, что они выражают в первоисточнике, Джереми Бретт передает с помощью интонаций и мимики. Холмс с глубоким уважением говорит о Мориарти, а перед тем, как упомянуть о свойственных тому "склонностях самого дьявольского рода", глубоко вздыхает. После слов о том, что профессор пока выше всех подозрений, Холмс лукаво улыбается (покажу этот кадр, так как выражение лица Бретта напомнило мне то, с каким Шерлок в исполнении Камбербетча, отвечал на слова Мориарти "Мы созданы друг для друга") и как-то мечтательно (это надо смотреть в оригинале) говорит: "We shall not see the professor tonight" ("Мы не увидим профессора сегодня вечером").


В предисловии к полному собранию произведений о Шерлоке Холмсе в издании Spark Educational Publishing литературовед Кайл Фримен пишет, что восхищенные слова Холмса о Мориарти являются в то же время и выражением самодовольства, поскольку эти двое очень похожи. После этого Кайл Фримен перечисляет признаки сходства между ними и заключает, что при других условиях Мориарти мог бы стать для Холмса "чрезвычайно уважаемым коллегой или даже задушевным другом (soul mate)".
В отношении Шерлока (из сериала BBC) к Мориарти есть одна особенность, которая появилась в этой интерпретации потому, что Шерлок Холмс тут показан в становлении. В сериале Granada Television Шерлок Холмс восхищается Мориарти, чувствует внутреннее родство с ним (что особенно проявляется в кошмарах, которые мучают его после Рейхенбаха), но всегда помнит о том, что они совершили разный нравственный выбор. Шерлок в сериале BBC в полной мере осознает это лишь во время встречи с Джимом возле бассейна, а до этого, по словам Марка Гэтисса, убеждает себя в том, что "мог бы быть Мориарти, что они — одно и то же, оба намного, намного умнее заурядных людей" ("he could actually be Moriarty, they are one and the same, they’re both so, so much cleverer than the little people").
Легкомысленное настроение, с которым Шерлок занимается делами, предложенными ему Мориарти, шокирует окружающих, особенно Джона и Лестрейда. Когда Шерлоку говорят, что первая заложница (передавшая ему послание с обращением sexy) погибла бы, если бы он не разгадал дело, он отвечает: "Изысканно!" (Oh... elegant!) Во время разговора с Лестрейдом о загадочном противнике Шерлок шутит, называет последнего "добрым самаритянином" (а затем "злым самаритянином"), так что Лестрейд напоминает ему, что "где-то бедняга, обмотанный взрывчаткой, ... ждет, пока ты не решишь загадку"*.
Но Шерлока эти слова не трогают, его глаза сохраняют мечтательное выражение, он даже слегка улыбается, отвечая "что-то новое" на вопрос, что же это все значит.


Не тревожат его и другие напоминания о жертвах ("но, Шерлок, заложница, пожилая женщина, она ждала все это время!"*, "жизни людей... тебя это волнует хоть немного?"*), он беспокоится из-за другого: приятной мысли о том, что все это затеяно ради него, мешает подозрение, что цель все-таки иная — чертежи ракет. Шерлок несколько раз спрашивает противника, зачем тот играет с ним, зачем дает подсказки, и получает в ответ два объяснения — от скуки и из-за него, Шерлока (например, "Мне нравится... смотреть, как ты... вертишься (буквально "танцуешь")" ("I like...to watch you... dance") — последнее, что было передано Шерлоку от Мориарти перед тем разговором с Лестрейдом, который закончился задумчивым взглядом и полуулыбкой Шерлока).
Затем Шерлок получает подтверждение того, что интерес Мориарти к нему и правда серьезен — таинственный поклонник продемонстрировал свою готовность лишиться очень серьезных денег для того лишь, чтобы развлечь Шерлока: он подкидывает Шерлоку задачку с картиной, оцененной в 30 миллионов фунтов стерлингов, и, соответственно, указывает на исходную точку расследования — труп на берегу Темзы. Если Шерлок разгадает это дело — Мориарти и заказчики аферы с картиной потеряют 30 миллионов, не разгадает — картина успешно продастся, Мориарти и заказчики получат свои деньги, но, возможно, интерес поклонника к Шерлоку слегка поубавится, потому что тот оказался не на высоте. Разумеется, Шерлоку трудно поверить, что подобные суммы кто-то будет тратить исключительно для развлечения не слишком известного детектива (знаменитостью Шерлок станет лишь в последней серии второго сезона), трудно поверить и в то, что слова "мы созданы друг для друга" были сказаны всерьез, и за игрой в ухаживание скрывается подлинное увлечение — ведь любовь, как и прочие эмоции, Шерлок считает признаком слабости, недопустимой для таких гениев, как его противник и он сам, поэтому он начинает подозревать, что Мориарти лукавит и своими любезностями попросту отвлекает его от расследования, связанного с чертежами ракет. Шерлок, которому не терпится узнать, так ли это, назначает Мориарти (то, что это именно он, подтвердила женщина-искусствовед) время и место встречи (полночь, бассейн), и является туда с "маленьким подарком в честь более близкого знакомства" ("a little getting-to-know-you present") — флешкой с этими чертежами. Шерлоку настолько важно признание равного по интеллекту, что он готов подыгрывать Мориарти, последовательно уподобляющего их игру ухаживанию, флирту: Шерлок подхватывает его игривый тон, шутливо называя флешку подарком, который делается во время ухаживания (стадия "getting-to-know-you", если верить, например, книге "Свидания для чайников", наступает после первого свидания).
Ирония ситуации в том, что Шерлоку, резко противопоставившему тех, кто намного умнее других (т.е. себя и пока еще безликого Мориарти), обычным людям (тем, о которых Шерлок всегда говорит, что они не умеют думать), даже в голову не приходит, что в начале этой игры Мориарти одновременно предпринял сразу две попытки познакомиться с ним — как "необыкновенный" человек, организатор игры, использующий посланцев и чужие голоса, чтобы общаться с Шерлоком, и как человек очень обыкновенный — Джим из компьютерного отдела больницы.
"Джим из компьютерного отдела" появляется в фильме сразу же после того, как Шерлок получил первую загадку и услышал адресованное ему приветствие Мориарти. "Представление началось", Шерлоку не до обычных людей, вроде Джима, но не настолько, чтобы не понять, что Джим гей, по специфическим деталям, выставленным напоказ специально для Шерлока.
Поскольку Джим Мориарти в дальнейшем говорит, что "играл Джима из компьютерного отдела, играл гея", некоторым кажется, будто это доказывает, что сам он не гей. Но Мориарти говорит это Шерлоку после того, как не сумел скрыть обиду — Шерлок не только не позвонил ему по подсунутому им телефонному номеру, но даже и совсем забыл о том, что они уже виделись. Ясно, что Шерлоку не понравился "Джим из компьютерного отдела", и Джим Мориарти от него поспешно отрекается. Хотя, не исключено, что Мориарти действительно не считает себя геем — как, например, гангстер Гарри Старкс, герой романа (и одноименного сериала) 'The Long Firm", настаивавший на том, что он гомосексуалист, но не гей — а может быть, и считает, но не говорит об этом открыто. "Джим из компьютерного отдела" отличается от настоящего Джима Мориарти прежде всего тем, что это, как предполагается, заурядный человек. Мориарти лишил его даже собственного ирландского акцента, чтобы сделать еще менее выделяющимся среди окружающих. В его облике акцентированы лишь гейские черты, и то ровно настолько, чтобы это бросилось в глаза Шерлоку, а не остальным. Да, настоящий Джим Мориарти отличается от созданного им двойника, но вовсе не тем, что настоящий будто бы не может чувствовать влечения к мужчине (что подразумевают те, кто считает, что "Мориарти не гей, а просто изображал гея"), потому что у настоящего Джима в сцене у бассейна страсть к Шерлоку откровенно читается и во взгляде, и в голосе, и в мимике. Как игра в ухаживание, которую Мориарти ведет с Шерлоком, скрывает подлинное увлечение и по сути оказывается настоящим ухаживанием (необычным, потому что необычен сам Шерлок, с необычными подарками), так и маска "гея Джима" только подчеркивает одержимость Мориарти его чувством к Шерлоку. Это и не удивительно, если опять вспомнить слова Ирен Адлер о том, какая "самая большая проблема с маскировкой" — "как ни старайся, все равно это всегда автопортрет"*. Во всяком случае, в "Шерлоке" это именно так.
Насколько Мориарти увлечен Шерлоком понятно и по тем "подаркам", которые он для него находит. Первым из них было дело, связанное с серийным убийцей-таксистом, потому что серийные убийства для Шерлока — любимый тип преступлений (об этом тот сам кричит, всплескивая руками, после того, как возле трупа женщины в розовом не нашли чемодана: "У нас есть серийный убийца! Обожаю их!" ("We've got ourselves a serial killer. Love those!").


Однако это еще был не только подарок, но и испытание, которое Шерлок должен был выдержать — выжить и тем доказать, что не относится к обычным людям. Дальнейшие подарки не представляют угрозы для жизни Шерлока, поскольку, видимо, Мориарти увлекся уже всерьез. Об этом же, и даже более явно, говорит то, как непрофессионально начал вести себя Мориарти по отношению к своим клиентам — он попросту сдал их Шерлоку. Сам Мориарти так об этом и говорит: "Я избавился от тех людей, их мелких проблем, даже от 30 миллионов фунтов, лишь бы ты вышел поиграть"*. Думаю, он не обманывает и поступил так впервые, и именно ради Шерлока, потому что вряд ли бы он добился успеха в своей деятельности, если бы и раньше позволял себе такое.
На мой взгляд, такое поведение — иллюстрация к рассуждениям Шерлока о том, что нельзя позволять сердцу управлять разумом. Впрочем, можно также предположить, что подобное безразличие к делам объясняется отчасти тем, что к этому времени Мориарти, человек достаточно эксцентричный, устал от жизни и решил умереть молодым, но тут как раз увлекся Шерлоком и отложил самоубийство (либо — устал именно от такой жизни, решил совершить фальшивое самоубийство, скрыться и начать новую жизнь под другим именем, но отложил этот план из-за Шерлока).
Зачем Джим появляется перед Шерлоком в больнице именно в таком виде и зачем оставляет ему номер телефона? Думаю, что и тут видимость отражает сущность, зрителям показывают именно то, что происходит на самом деле — Джим хочет, чтобы Шерлок ему позвонил, хочет понравиться ему как обычный человек, не имеющий ни денег, ни власти — ценностей, которых Джим не обожествляет (и даже не так уж сильно к ним стремится, как правильно заметит Шерлок в последней серии второго сезона). Когда Джим в больнице не может оторвать глаз от Шерлока, он не притворяется восхищенным, а не может скрыть свою влюбленность. Притворяться ему даже и не имеет смысла, так как Шерлок на него все равно не смотрит, а Джону и Молли незачем знать, что Джим больше интересуется Шерлоком, чем Молли (впрочем, они и так ничего не заметят — они из тех, кто, по словам Шерлока, смотрят, но не видят).


Когда оправдались ожидания Шерлока, что таинственный поклонник вновь подаст о себе весть после дела с таксистом-серийным убийцей, стало возможным предполагать, что Мориарти также захочет встретиться с Шерлоком лично. Естественно, в любом человеке, который захотел бы с ним познакомиться, Шерлок мог подозревать или самого Мориарти, или его посланца, особенно если бы эти попытки завязать знакомство выглядели странно. Думаю, можно предположить, что Мориарти, желавший одновременно и вести с Шерлоком игру заочно, и познакомиться с Шерлоком лично (сохранив при этом инкогнито), подчеркнул гейские черты во внешнем облике "Джима из больницы" для того, чтобы Шерлок не увидел ничего странного, что этот парень, мотивы которого так очевидны, оставил ему номер своего телефона. Между тем, если бы Шерлок уделил Джиму несколько больше внимания, он мог бы заподозрить, что все же есть связь между попыткой этого гея добиться его внимания и началом игры с Мориарти. Ведь даже в том первом сообщении от Мориарти, которое Шерлок получил перед появлением Джима, были и слова, намекающие на эротический интерес, и обороты из числа тех, к которым прибегает Мориарти, когда разговаривает как стереотипный гей ("Hello...sexy", "or I'm going to be... so...naughty" ("Или я стану... таким... непослушным (шаловливым)").
Мне кажется, даже если Джим и убеждал себя, что всего лишь хочет проверить, может ли Шерлоку понравиться обычный человек, не гениальный, не знаменитый, не обладающий властью, да еще и в недорогой одежде, пренебрежительное отношение Шерлока его все-таки ранило. Возможно, это просто совпадение, но в следующем же разговоре с Шерлоком через заложника Мориарти упомянул о том, что убил Карла Пауэрса за то, что тот посмеялся над ним ("он смеялся надо мной, я остановил его смех"). Возможно, Джим все-таки продолжал ждать звонка, и в том, что он так его и не дождался, следует искать причину резкой смены характера игры, которая так развлекала Шерлока раньше: в начале сцены у бассейна Мориарти сперва жестоко шутит, заставив Шерлока на мгновение заподозрить, что Джон, его лучший друг, и был его противником (на лице и в голосе Шерлока азарт сменяется ужасом), потом выясняется, что Мориарти угрожает жизни Джона. То, что Мориарти при этом говорит ("Такой вот поворот, как тебе, Шерлок?"*, "Спорим, такого ты не ожидал"*), должно казаться Шерлоку беспричинно жестоким издевательством, ведь до этого, ему казалось, все шло так хорошо — Шерлок получал от противника загадки и комплименты (Шерлок спокойно слушал, как их повторяют плачущие голоса заложников), страдали лишь какие-то незнакомые люди (те, о которых он говорил "больницы полны умирающих людей, доктор"), а Шерлок и Джим, как казалось Шерлоку, просто играли, соблюдая правило не причинять боль друг другу. И вдруг противник ни с того ни с сего нанес коварный удар, покусился на то, что дорого Шерлоку. Естественно, Джим не считает свой поступок неожиданным — Шерлок заставил его страдать. Джим держится в сцене у бассейна самоуверенно, но перед тем, как выйти к Шерлоку, он смотрит на него, и на его лице я вижу, что он на самом деле робеет перед Шерлоком, боится показаться ему после того, как не понравился в образе "Джима из больницы".


Джон не уверен в том, в каких отношениях находятся Шерлок и Джон, но видит, что в любом случае они привязаны друг к другу (в дальнейшем то, что Джон возле бассейна попытается пожертвовать собой, чтобы спасти Шерлока, вызовет еще большую ревность Джима). И возле бассейна, угрожая, что убьет Джона, Мориарти опять вспоминает Карла Пауэрса: "Хорошая деталь. Бассейн, где умер малыш Карл. Я остановил его. Я могу остановить и Джона Уотсона. Остановить его сердце". Упоминание о сердце тут, я думаю, указывает на то, что речь идет о любви (так Шерлок говорит Ирен о телефоне, код к которому указывает на ее любовь к Шерлоку: "Это твое сердце, и ты никогда не должна позволять ему управлять головой"*). И дальше, когда Джим пообещает Шерлоку сжечь его сердце (после этого на лице Джима появится жалкое, беспомощное выражение), Шерлок ответит, что у него нет сердца, а Джим с лукавой улыбкой возразит: "Мы оба знаем, что это не совсем так" (Шерлок при этих словах растерянно моргает глазами).




* Перевод отсюда. То, что не помечено звездочкой, я перевела сама.
Мориарти удалось настолько увлечь Шерлока игрой, что тот порой кажется влюбленным, пытающимся скрыть свои чувства от окружающих. В сущности, то, что он переживает, и есть влюбленность, только не в реального человека, а в смутный образ, с которым он связывает представления об интеллекте, равном его собственному, и об огромном могуществе. Шерлоку явно нравится мысль, что его противник направил свое могущество на игру, чтобы развлечься (что говорит об их внутреннем сходстве), и чтобы привлечь именно его, Шерлока, внимание. Кстати, по этим признакам и становится понятно, что этот противник — тот самый таинственный Мориарти, о котором таксист-серийный убийца сказал Шерлоку "есть и другие, в точности, как вы"* и которого назвал "поклонником Шерлока Холмса". Шерлок догадывается, кто начал с ним игру, по первому же обращению противника 'H-Hello... sexy... I've... sent you... a little puzzle, just to say hi' ("Привет... сладкий... тебе отправлена... небольшая загадка*, просто чтобы поздороваться") — это ясно по тому, что он говорит "Представление начинается"* и объясняет Джону, что ожидал этого уже некоторое время (как нетрудно догадаться, после дела с таксистом Шерлок ожидает каких-то известий именно от Мориарти).
читать дальше Если вспомнить предшествующие "Шерлоку ВВС" экранизации, восхищение, которое Холмс у Конан Дойла испытывает по отношению к Мориарти, ярче всего было показано в сериале Granada Television. Например, в серии "Союз рыжих" есть сцена, в которой Холмс рассказывает о Мориарти Уотсону, полицейскому инспектору и служащему банка: тут отсутствуют слова "мой ужас перед его преступлениями потонул в восхищении его мастерством", но все, что они выражают в первоисточнике, Джереми Бретт передает с помощью интонаций и мимики. Холмс с глубоким уважением говорит о Мориарти, а перед тем, как упомянуть о свойственных тому "склонностях самого дьявольского рода", глубоко вздыхает. После слов о том, что профессор пока выше всех подозрений, Холмс лукаво улыбается (покажу этот кадр, так как выражение лица Бретта напомнило мне то, с каким Шерлок в исполнении Камбербетча, отвечал на слова Мориарти "Мы созданы друг для друга") и как-то мечтательно (это надо смотреть в оригинале) говорит: "We shall not see the professor tonight" ("Мы не увидим профессора сегодня вечером").


В предисловии к полному собранию произведений о Шерлоке Холмсе в издании Spark Educational Publishing литературовед Кайл Фримен пишет, что восхищенные слова Холмса о Мориарти являются в то же время и выражением самодовольства, поскольку эти двое очень похожи. После этого Кайл Фримен перечисляет признаки сходства между ними и заключает, что при других условиях Мориарти мог бы стать для Холмса "чрезвычайно уважаемым коллегой или даже задушевным другом (soul mate)".
В отношении Шерлока (из сериала BBC) к Мориарти есть одна особенность, которая появилась в этой интерпретации потому, что Шерлок Холмс тут показан в становлении. В сериале Granada Television Шерлок Холмс восхищается Мориарти, чувствует внутреннее родство с ним (что особенно проявляется в кошмарах, которые мучают его после Рейхенбаха), но всегда помнит о том, что они совершили разный нравственный выбор. Шерлок в сериале BBC в полной мере осознает это лишь во время встречи с Джимом возле бассейна, а до этого, по словам Марка Гэтисса, убеждает себя в том, что "мог бы быть Мориарти, что они — одно и то же, оба намного, намного умнее заурядных людей" ("he could actually be Moriarty, they are one and the same, they’re both so, so much cleverer than the little people").
Легкомысленное настроение, с которым Шерлок занимается делами, предложенными ему Мориарти, шокирует окружающих, особенно Джона и Лестрейда. Когда Шерлоку говорят, что первая заложница (передавшая ему послание с обращением sexy) погибла бы, если бы он не разгадал дело, он отвечает: "Изысканно!" (Oh... elegant!) Во время разговора с Лестрейдом о загадочном противнике Шерлок шутит, называет последнего "добрым самаритянином" (а затем "злым самаритянином"), так что Лестрейд напоминает ему, что "где-то бедняга, обмотанный взрывчаткой, ... ждет, пока ты не решишь загадку"*.
Но Шерлока эти слова не трогают, его глаза сохраняют мечтательное выражение, он даже слегка улыбается, отвечая "что-то новое" на вопрос, что же это все значит.


Не тревожат его и другие напоминания о жертвах ("но, Шерлок, заложница, пожилая женщина, она ждала все это время!"*, "жизни людей... тебя это волнует хоть немного?"*), он беспокоится из-за другого: приятной мысли о том, что все это затеяно ради него, мешает подозрение, что цель все-таки иная — чертежи ракет. Шерлок несколько раз спрашивает противника, зачем тот играет с ним, зачем дает подсказки, и получает в ответ два объяснения — от скуки и из-за него, Шерлока (например, "Мне нравится... смотреть, как ты... вертишься (буквально "танцуешь")" ("I like...to watch you... dance") — последнее, что было передано Шерлоку от Мориарти перед тем разговором с Лестрейдом, который закончился задумчивым взглядом и полуулыбкой Шерлока).
Затем Шерлок получает подтверждение того, что интерес Мориарти к нему и правда серьезен — таинственный поклонник продемонстрировал свою готовность лишиться очень серьезных денег для того лишь, чтобы развлечь Шерлока: он подкидывает Шерлоку задачку с картиной, оцененной в 30 миллионов фунтов стерлингов, и, соответственно, указывает на исходную точку расследования — труп на берегу Темзы. Если Шерлок разгадает это дело — Мориарти и заказчики аферы с картиной потеряют 30 миллионов, не разгадает — картина успешно продастся, Мориарти и заказчики получат свои деньги, но, возможно, интерес поклонника к Шерлоку слегка поубавится, потому что тот оказался не на высоте. Разумеется, Шерлоку трудно поверить, что подобные суммы кто-то будет тратить исключительно для развлечения не слишком известного детектива (знаменитостью Шерлок станет лишь в последней серии второго сезона), трудно поверить и в то, что слова "мы созданы друг для друга" были сказаны всерьез, и за игрой в ухаживание скрывается подлинное увлечение — ведь любовь, как и прочие эмоции, Шерлок считает признаком слабости, недопустимой для таких гениев, как его противник и он сам, поэтому он начинает подозревать, что Мориарти лукавит и своими любезностями попросту отвлекает его от расследования, связанного с чертежами ракет. Шерлок, которому не терпится узнать, так ли это, назначает Мориарти (то, что это именно он, подтвердила женщина-искусствовед) время и место встречи (полночь, бассейн), и является туда с "маленьким подарком в честь более близкого знакомства" ("a little getting-to-know-you present") — флешкой с этими чертежами. Шерлоку настолько важно признание равного по интеллекту, что он готов подыгрывать Мориарти, последовательно уподобляющего их игру ухаживанию, флирту: Шерлок подхватывает его игривый тон, шутливо называя флешку подарком, который делается во время ухаживания (стадия "getting-to-know-you", если верить, например, книге "Свидания для чайников", наступает после первого свидания).
Ирония ситуации в том, что Шерлоку, резко противопоставившему тех, кто намного умнее других (т.е. себя и пока еще безликого Мориарти), обычным людям (тем, о которых Шерлок всегда говорит, что они не умеют думать), даже в голову не приходит, что в начале этой игры Мориарти одновременно предпринял сразу две попытки познакомиться с ним — как "необыкновенный" человек, организатор игры, использующий посланцев и чужие голоса, чтобы общаться с Шерлоком, и как человек очень обыкновенный — Джим из компьютерного отдела больницы.
"Джим из компьютерного отдела" появляется в фильме сразу же после того, как Шерлок получил первую загадку и услышал адресованное ему приветствие Мориарти. "Представление началось", Шерлоку не до обычных людей, вроде Джима, но не настолько, чтобы не понять, что Джим гей, по специфическим деталям, выставленным напоказ специально для Шерлока.
Поскольку Джим Мориарти в дальнейшем говорит, что "играл Джима из компьютерного отдела, играл гея", некоторым кажется, будто это доказывает, что сам он не гей. Но Мориарти говорит это Шерлоку после того, как не сумел скрыть обиду — Шерлок не только не позвонил ему по подсунутому им телефонному номеру, но даже и совсем забыл о том, что они уже виделись. Ясно, что Шерлоку не понравился "Джим из компьютерного отдела", и Джим Мориарти от него поспешно отрекается. Хотя, не исключено, что Мориарти действительно не считает себя геем — как, например, гангстер Гарри Старкс, герой романа (и одноименного сериала) 'The Long Firm", настаивавший на том, что он гомосексуалист, но не гей — а может быть, и считает, но не говорит об этом открыто. "Джим из компьютерного отдела" отличается от настоящего Джима Мориарти прежде всего тем, что это, как предполагается, заурядный человек. Мориарти лишил его даже собственного ирландского акцента, чтобы сделать еще менее выделяющимся среди окружающих. В его облике акцентированы лишь гейские черты, и то ровно настолько, чтобы это бросилось в глаза Шерлоку, а не остальным. Да, настоящий Джим Мориарти отличается от созданного им двойника, но вовсе не тем, что настоящий будто бы не может чувствовать влечения к мужчине (что подразумевают те, кто считает, что "Мориарти не гей, а просто изображал гея"), потому что у настоящего Джима в сцене у бассейна страсть к Шерлоку откровенно читается и во взгляде, и в голосе, и в мимике. Как игра в ухаживание, которую Мориарти ведет с Шерлоком, скрывает подлинное увлечение и по сути оказывается настоящим ухаживанием (необычным, потому что необычен сам Шерлок, с необычными подарками), так и маска "гея Джима" только подчеркивает одержимость Мориарти его чувством к Шерлоку. Это и не удивительно, если опять вспомнить слова Ирен Адлер о том, какая "самая большая проблема с маскировкой" — "как ни старайся, все равно это всегда автопортрет"*. Во всяком случае, в "Шерлоке" это именно так.
Насколько Мориарти увлечен Шерлоком понятно и по тем "подаркам", которые он для него находит. Первым из них было дело, связанное с серийным убийцей-таксистом, потому что серийные убийства для Шерлока — любимый тип преступлений (об этом тот сам кричит, всплескивая руками, после того, как возле трупа женщины в розовом не нашли чемодана: "У нас есть серийный убийца! Обожаю их!" ("We've got ourselves a serial killer. Love those!").


Однако это еще был не только подарок, но и испытание, которое Шерлок должен был выдержать — выжить и тем доказать, что не относится к обычным людям. Дальнейшие подарки не представляют угрозы для жизни Шерлока, поскольку, видимо, Мориарти увлекся уже всерьез. Об этом же, и даже более явно, говорит то, как непрофессионально начал вести себя Мориарти по отношению к своим клиентам — он попросту сдал их Шерлоку. Сам Мориарти так об этом и говорит: "Я избавился от тех людей, их мелких проблем, даже от 30 миллионов фунтов, лишь бы ты вышел поиграть"*. Думаю, он не обманывает и поступил так впервые, и именно ради Шерлока, потому что вряд ли бы он добился успеха в своей деятельности, если бы и раньше позволял себе такое.
На мой взгляд, такое поведение — иллюстрация к рассуждениям Шерлока о том, что нельзя позволять сердцу управлять разумом. Впрочем, можно также предположить, что подобное безразличие к делам объясняется отчасти тем, что к этому времени Мориарти, человек достаточно эксцентричный, устал от жизни и решил умереть молодым, но тут как раз увлекся Шерлоком и отложил самоубийство (либо — устал именно от такой жизни, решил совершить фальшивое самоубийство, скрыться и начать новую жизнь под другим именем, но отложил этот план из-за Шерлока).
Зачем Джим появляется перед Шерлоком в больнице именно в таком виде и зачем оставляет ему номер телефона? Думаю, что и тут видимость отражает сущность, зрителям показывают именно то, что происходит на самом деле — Джим хочет, чтобы Шерлок ему позвонил, хочет понравиться ему как обычный человек, не имеющий ни денег, ни власти — ценностей, которых Джим не обожествляет (и даже не так уж сильно к ним стремится, как правильно заметит Шерлок в последней серии второго сезона). Когда Джим в больнице не может оторвать глаз от Шерлока, он не притворяется восхищенным, а не может скрыть свою влюбленность. Притворяться ему даже и не имеет смысла, так как Шерлок на него все равно не смотрит, а Джону и Молли незачем знать, что Джим больше интересуется Шерлоком, чем Молли (впрочем, они и так ничего не заметят — они из тех, кто, по словам Шерлока, смотрят, но не видят).


Когда оправдались ожидания Шерлока, что таинственный поклонник вновь подаст о себе весть после дела с таксистом-серийным убийцей, стало возможным предполагать, что Мориарти также захочет встретиться с Шерлоком лично. Естественно, в любом человеке, который захотел бы с ним познакомиться, Шерлок мог подозревать или самого Мориарти, или его посланца, особенно если бы эти попытки завязать знакомство выглядели странно. Думаю, можно предположить, что Мориарти, желавший одновременно и вести с Шерлоком игру заочно, и познакомиться с Шерлоком лично (сохранив при этом инкогнито), подчеркнул гейские черты во внешнем облике "Джима из больницы" для того, чтобы Шерлок не увидел ничего странного, что этот парень, мотивы которого так очевидны, оставил ему номер своего телефона. Между тем, если бы Шерлок уделил Джиму несколько больше внимания, он мог бы заподозрить, что все же есть связь между попыткой этого гея добиться его внимания и началом игры с Мориарти. Ведь даже в том первом сообщении от Мориарти, которое Шерлок получил перед появлением Джима, были и слова, намекающие на эротический интерес, и обороты из числа тех, к которым прибегает Мориарти, когда разговаривает как стереотипный гей ("Hello...sexy", "or I'm going to be... so...naughty" ("Или я стану... таким... непослушным (шаловливым)").
Мне кажется, даже если Джим и убеждал себя, что всего лишь хочет проверить, может ли Шерлоку понравиться обычный человек, не гениальный, не знаменитый, не обладающий властью, да еще и в недорогой одежде, пренебрежительное отношение Шерлока его все-таки ранило. Возможно, это просто совпадение, но в следующем же разговоре с Шерлоком через заложника Мориарти упомянул о том, что убил Карла Пауэрса за то, что тот посмеялся над ним ("он смеялся надо мной, я остановил его смех"). Возможно, Джим все-таки продолжал ждать звонка, и в том, что он так его и не дождался, следует искать причину резкой смены характера игры, которая так развлекала Шерлока раньше: в начале сцены у бассейна Мориарти сперва жестоко шутит, заставив Шерлока на мгновение заподозрить, что Джон, его лучший друг, и был его противником (на лице и в голосе Шерлока азарт сменяется ужасом), потом выясняется, что Мориарти угрожает жизни Джона. То, что Мориарти при этом говорит ("Такой вот поворот, как тебе, Шерлок?"*, "Спорим, такого ты не ожидал"*), должно казаться Шерлоку беспричинно жестоким издевательством, ведь до этого, ему казалось, все шло так хорошо — Шерлок получал от противника загадки и комплименты (Шерлок спокойно слушал, как их повторяют плачущие голоса заложников), страдали лишь какие-то незнакомые люди (те, о которых он говорил "больницы полны умирающих людей, доктор"), а Шерлок и Джим, как казалось Шерлоку, просто играли, соблюдая правило не причинять боль друг другу. И вдруг противник ни с того ни с сего нанес коварный удар, покусился на то, что дорого Шерлоку. Естественно, Джим не считает свой поступок неожиданным — Шерлок заставил его страдать. Джим держится в сцене у бассейна самоуверенно, но перед тем, как выйти к Шерлоку, он смотрит на него, и на его лице я вижу, что он на самом деле робеет перед Шерлоком, боится показаться ему после того, как не понравился в образе "Джима из больницы".


Джон не уверен в том, в каких отношениях находятся Шерлок и Джон, но видит, что в любом случае они привязаны друг к другу (в дальнейшем то, что Джон возле бассейна попытается пожертвовать собой, чтобы спасти Шерлока, вызовет еще большую ревность Джима). И возле бассейна, угрожая, что убьет Джона, Мориарти опять вспоминает Карла Пауэрса: "Хорошая деталь. Бассейн, где умер малыш Карл. Я остановил его. Я могу остановить и Джона Уотсона. Остановить его сердце". Упоминание о сердце тут, я думаю, указывает на то, что речь идет о любви (так Шерлок говорит Ирен о телефоне, код к которому указывает на ее любовь к Шерлоку: "Это твое сердце, и ты никогда не должна позволять ему управлять головой"*). И дальше, когда Джим пообещает Шерлоку сжечь его сердце (после этого на лице Джима появится жалкое, беспомощное выражение), Шерлок ответит, что у него нет сердца, а Джим с лукавой улыбкой возразит: "Мы оба знаем, что это не совсем так" (Шерлок при этих словах растерянно моргает глазами).




* Перевод отсюда. То, что не помечено звездочкой, я перевела сама.
@темы: кино, Шерлок Холмс
в начале встречи у бассейна сделан акцент на мимолетном впечатлении. Мне кажется, если бы Джима это не задело, он бы и не говорил об этом так долго, таким тоном, и не подчеркивал, что "тогда у меня и была такая цель". Мне представляется, что Мориарти останавливается на этом именно потому, что хочет, так сказать, "ткнуть" Шерлока в его ошибку. Вообще-то, было бы интересно представить, как прошла бы эта встреча, не присутствуй на ней обвешанный взрывчаткой Джон. Я думаю, Шерлок не был бы разочарован.
очень интересно, информативно.
спасибо большое!
tes3m, видимо, Джим преувеличил осведомлённость Шерлока. Но теперь-то он точно знает.
А что это дало бы Мориарти?) Какая цель у этого визита?
Мне кажется, не более чем развлечение и насмешка. Мышь попрыгала на голове у кота, который был слишком занят для того, чтобы поднять глаза и эту мышь увидеть. Занят мыслями, как лучше выследить и поймать мышь
aretania, мальчишкой он перестает быть только после бассейна взрослым становится после падения Причем так и задумано: So yes, we are letting him go down that path and this year is very much about exposing him to the big scary emotions and seeing him become more of a man I suppose. Both a man in the sense of humanizing, and in the sense of growing up.
www.3xcusemyfrench.com/2012/02/event-sherlock-s...
интересно, как это отразят сценаристы ага, мне тоже.-))
Heath_Weather, О, да!)))
nemovern, по моему впечатлению, это "привходящее", а не основа отношения Мориарти к Шерлоку. Главная страсть Мориарти в моём понимании – игра, всё остальное идёт фоном. У меня как раз противоположное впечатление. Мне кажется, что отношение к Шерлоку необычно для Мориарти, какими бы ни были его главные страсти.)))
как прошла бы эта встреча, не присутствуй на ней обвешанный взрывчаткой Джон. Я думаю, Шерлок не был бы разочарован.
Читерабоб, Спасибо!)))
klavir, Может совершенно не совпасть с твоим впечатлением, но, надеюсь, ничего страшного.
Романа Мэй, "Бедная Катерина! она многого не знает из того, что знает душа ее". =))
Мне так кажется, это ещё в большой степени к Мориарти относится, чем к Шерлоку.
Интересно, насколько Мориарти осознаёт свои чувства? Ведь при желании он может себя обманывать довольно долго.
Anilaja, Я лучше не буду пытаться рассуждать об этом, по крайней мере, пока не опишу сначала то, что вижу в остальных сценах, о которых еще не написала.)))
tes3m, Шерлок в своих дедуктивных построениях так ловок и искусен, каждое движение чёткое, точное, выверенное, что можно всё происходящее сравнить с танцем. Полагаю, Мориарти тоже, как и зрители, наслаждался, наблюдая за тем, как Шерлок с блеском разгадывает одну загадку за другой. Так что я фразу восприняла однозначно
В плане разделения на "вижу" и "догадки" - у меня так же ) именно поэтому так нравится читать Ваши посты - логический и культурный анализ сюжетов, воспринимаемых лично мной на уровне "ох, да ладно?! это мне кажется или как?!". Болезненная страсть Мориарти к ШХ показана, ИМХО, однозначно, я усомнилась только в мотивах появления Джима в лаборатории.
А про "Частную жизнь", оффтопом. Помню, когда я смотрела его, на сцене рабирательсва Холмса и Ватсона ("..а что насчет вас, Холмс?") у ШХ было такое выражение лица - что я вспыхнула и поставила на паузу, чтобы отдышаться - настолько потрясла меня гамма эмоций актера. Не ожидала такого в сцене, вызывавшей до этого такие приступы неудержимого смеха.
of loss, the joy of redemption. Then give him a puzzle and watch him dance. Тут же уже не комплимент.
jarvi-alt, Гораздо легче (спокойнее) писать про то, что было давно, и авторы уже признались, какой подтекст они скрывали — как тот же Уайлдер. И наши догадки подтверждаются. А в 70-е Уайлдер говорил, что, конечно же, Холмс не гей, что вы— и как могли у него в фильме такое увидеть?
manon-r,
tes3m, посмотрела, как Джим орет на Ирен по телефону, что спустит с нее шкуру, и подумала: "Да-а-а... Только свяжись с таким Мориарти — и правда шкуру спустит. возможно, это сделано специально для Ирен, чтобы держать ее, так сказать, в тонусе - чтобы даже и не пыталась какую-то свою игру у него за спиной повести
nemovern, если бы ошибочно не принял маску, надетую его противником, за настоящее лицо После второго сезона трудно сказать, которое из "лиц" Джима настоящее, возможно, все они виртуальны, кто знает. "Джим Мориарти" ведь тоже мог создаваться специально для Шерлока. Все прояснит третий сезон
nemovern, реальны преступления, которые раскрывает Шерлок Они кажутся реальными нам, Шерлоку, Джону и т.д., как казался бы реальным тем людям, которые прочитают о нем в газетах или даже своими глазами увидят обломки и останки, теракт со взрывом самолета - если бы все пошло по плану Майкрофта и самолет с мертвецами из первой серии все же взлетел. Но рассуждать сейчас и строить версии одна другой фантастичнее можно сколько угодно, а только одни моффиссы знают, как все повернется. Поэтому да, остаётся только ждать третьего сезона.
В финале "Большой игры" как раз любопытно то, что Джим показывается и представляется Шерлоку Ну да, Гэтисс об этом говорил, что они сперва не собирались этого делать, но Скотт был так хорош, что они решили не ждать 2 сезона.))
... The thing about Moriarty – obviously as with the reinterpretation of Sherlock and John – he was never gonna be a sixty year old bald professor. He was going to be something else, and something hiding in plain sight, as it were. And we saw a lot of great people, but what Andrew brought to it immediately was a kind of playful super-intensity; and for all the sort of camp fun of some of these lines, which are demanded by a Holmes and Moriarty confrontation, when his face becomes a lizard-like set mask and this real evil just comes through, I think it's really remarkable. ... we just had to do a confrontation scene. We had to do a version of the scene in The Final Problem in which the two arch-enemies meet each other ... and say, ‘Westwood’!
Amethyst deceiver, Я только сейчас додумалась посмотреть, как в переводе Бернштейн передан отрывок с Dear me, mr. Holmes, dear me. "Прошло два месяца, и мы уже стали забывать эту историю. Как вдруг в одно прекрасное утро в нашем почтовом ящике оказалась загадочная записка. «Бог мой, мистер Холмс! — было написано в ней. — Ну как же это Вы так? Ай-ай-ай!» читать дальше
«Прошло два месяца. Мы уже начали забывать о бирлстоунской истории, занятые другими делами, но однажды утром в нашем почтовом ящике оказалась загадочная записка. "Боже мой, мистер Холмс! Боже мой!" — гласило странное послание. Мы не нашли ни адреса, ни подписи. Странное письмо меня рассмешило, Холмс же отнесся к непонятному случаю с необычайной серьезностью.
— Дьявольские штучки, Уотсон, — заметил он и долго сидел с омрачившимся лицом.»
это мое любимое: заклятые враги встречаются, чтобы сказать вествуд
девочки, такого не бывает. если мужчина входит в дом со словами я купил в зернах, потому что не было молотого, это значит , что отношения перешли из сексуальных в семейные
aretania, Почему не бывает? Когда я училась на первом курсе, я жила в студенческом общежитии в одном блоке с девушкой из Панамы, она дружила с мальчиком оттуда же, причем все знали, что у них только дружба, а парень у нее потом появился, араб — и этот ее земляк был с виду сам, как девочка, тоненький, маленький, оба метисы, они с ней вечно разговаривали и смеялись, он мог вот так придти, принести ей покупки, готовить (в нашем блоке) и варить кофе (наверное, про кофе я и правда помню, а не наслоение из-за сериала — помню кофемолку и кофеварку). Он, по-моему, запросто мог ей сказать я купил в зернах, потому что не было молотого. А иногда они вместе ходили в магазин, приносили покупки. Моя советская подруга, глядя на них, вечно завидовала: "Хорошо латиносам, а у нас так не дружат, девушки сами по себе, парни сами по себе" и т.п. Но, хотя и правда, у латиноамериканцев дружили парни и девушки, не так, как у нас , но все же и не так, как эти двое. Когда он после первого курса вернулся на родину, она больше ни с кем из парней так не дружила, только с девушкой из Колумбии.
Но я не хочу сказать, что у Китти с Ричем Бруком ничего нет и быть не может. Просто, на мой взгляд, может быть, а может и не быть.
"мог бы быть Мориарти, что они — одно и то же, оба намного, намного умнее заурядных людей" Да уж. Только представить, что существует человек, которому Не Надо Долго Объяснять!
А еще мне кажется, что поначалу в их игре Шерлок все-таки больше уверен, что сделает правильный ход (и чувствует, что главный выигрыш - это не исход дела, это продолжение игры). Поэтому так некстати для него реакция его соратников "там же люди, они могут погибнуть". И да, с Джоном Мориарти сделал очень неверный ход. Не в ту плоскость перевел...