Я недавно писала (
тут и
тут) о сэре Морисе Олдфилде, главе МИ-6 (с которым Ле Карре познакомил Алека Гиннеса, когда тот готовился сыграть роль Смайли). И я упоминала книгу Энтони Кавендиша, написанную в защиту Олдфилда после его смерти (сам Кавендиш объясняет в предисловии: «мое решение написать эту книгу основано не на желании заработать, я лишь хотел защитить от клеветы репутацию близкого друга, преданно служившего государству, поскольку само государство этого не сделало» (1)). Сперва я узнала о содержании этой книги Кавендиша из пересказа, а потом все-таки нашла ее саму.
читать дальше
Мне было интересно, каким образом в книге опровергаются обвинения против Олдфилда, но оказалось, все сводится к уверенности Кавендиша в том, что друг от него ничего не скрывал: «Я знал родителей Мориса и знаю его братьев и сестер. Мы с ним путешествовали вместе по разным странами и имели много общих друзей. Морис говорил мне, что у него были гомосексуальные приключения в студенческие дни, но мысль, что он был практикующим гомосексуалистом на протяжении тридцати пяти лет, во время которых я знал его, абсурдна» (1). Правда, Кавендиш еще пишет, что квартира Олдфилда в то время, как тот был главой МИ-6, прослушивалась, и сам Олдфилд это одобрял, поэтому «было бы самоубийственно для Мориса продолжать "гомосексуальную активность"» (2). Кавендиш повторяет то, что говорил ему Олдфилд, но даже если дело обстояло именно так, Олдфилд возглавлял МИ-6 лишь пять лет (с 1973 по 1978 г.), а до этого его квартира не прослушивалась. Кроме того, разве он не мог найти другое место для тайных встреч?
Дальше Кавендиш пишет: «И если отбросить теории заговора, нет ничего странного в официантах, постоянно приходивших к Морису. Хоть он и был выдающимся человеком, но приготовить мог разве что яичницу, да еще мог вскипятить воду, так что питался в основном блюдами, которые приносили из ближайших ресторанов. Однако, как Пинчер сказал мне на вечеринке четыре года назад, "Я должен позаботиться о своей старости". [Это замечание объясняется тем, что известный журналист Чэпмен Пинчер, раньше друживший с Олдфилдом и Кавендишем, написал, что квартиру Олдфилда посещали проститутки мужского пола.] Наверное, Морису следовало быть мудрее в выборе друзей и в выборе времени для контактов с молодыми людьми разных национальностей. Питер Райт пишет, что Морис "страдал от одиночества". Это верно, но у него не было гомосексуальных отношений с теми, с кем он завязывал дружбу, и его друзьям, хорошо его знавшим, это известно» (2).
Кавендиш утверждал, что Олдфилд воздерживался от гомосексуальных связей все время, пока работал в разведке, и виноват лишь в том, что при приеме в МИ-6 скрыл наличие таких отношений в прошлом. Судя по замечаниям о правительстве и конкретно о Маргарет Тэтчер, выслушавшей объяснения Олдфилда перед его уходом с поста, Кавендиш надеялся, что она подтвердит его правоту, однако «Тэтчер не сделала ни малейшей попытки защитить Олдфилда против обвинений, которые были впервые опубликованы Чэпменом Пинчером. Это особенно странно потому, что Олдфилд ей явно нравился и вызывал у нее восхищение» (1).
В книге Кавендиша мне также показался любопытным один эпизод, который, на мой взгляд, иллюстрирует отношение к гомосексуальности, особенно знакомое мне по английским источникам конца 19 - начала 20 века. Я имею в виду обычай смотреть сквозь пальцы на однополые отношения до окончания университета. Кавендиш, чтобы подчеркнуть, насколько такое привычно для людей их круга, пишет: «Он [Олдфилд] однажды спросил меня, были ли у меня гомосексуальные приключения, и я признал, что помню один случай — с другими мальчиками в пастушеской хижине в швейцарских горах... Морис лишь кивнул головой» (3).
1) Inside Intelligence by Anthony Cavendish, Harper Collins Canada, Limited, 1990, p.xii.
2) Ibid, p.160.
3) Ibid, p.159.
@темы:
гомосексуальность,
secret agents
да, забавно.
вроде "юношеской болезни левизны в коммунизме".))
ничего особенного, будучи студнтом, цитировать Ницше и пить дешевое вино на ступеньках института. а вот после выпуска от тебя ждут, что эти глупости прекратятся...
*задумалась о принцах*
было бы здорово.
на "ты".